Темы

На пути вступления в Церковь

На пути вступления в Церковь

 

Одним из важнейших событий в жизни христианина, с которого, по сути, и начинается его церковная жизнь, является таинство крещения. За десятки лет богоборчества так повелось, что таинство

крещения совершалось, а, возможно, где-то совершается еще и сейчас, без какой-либо духовной подготовки самого крещаемого (если это взрослый человек) или крестных. Однако это не совсем верный путь вступления в Церковь. Около полутора лет назад Священный Синод, высший законодательный орган Русской Православной Церкви, издал распоряжение о том, чтобы на каждом приходе РПЦ таинство крещения над людьми совершалось только после их предварительной подготовки. Такую же подготовку должны проходить и крестные, если они являются людьми невоцерковленными. Такая практика сложилась и на приходе Свято-Богоявленского храма Глуска. О том, как здесь проводится предварительное собеседование перед таинством крещения, мы беседуем с настоятелем храма протоиереем Михаилом Лазовским.

— Отец Михаил, для чего все это нужно — предварительное собеседование со священнослужителем, подготовка к таинству крещения?
— Крещение — это знаковый момент в жизни человека, это вступление взрослого или младенца в христианскую общину верующих во Иисуса Христа, общину Его последователей. И происходить оно должно обдуманно, а не по традиции. Крещение не должно превращаться в какой-то красивый, но неосмысленный культурный обряд, ритуал, иначе оно теряет свой смысл. А он заключается в том, чтобы человек переоценил свое прежнее поведение, изменил образ жизни и изменился сам через духовное возрастание. И чтобы было именно так, тот, кто крестится или крестит младенца, должен знать, понимать суть происходящего. Крещение — это не только присоединение к христианской Церкви, это еще и прощение всех ранее совершенных грехов, ведь, когда человек отходит от купели, он становится безгрешным и святым. По древнему обычаю на новокрещёного христианина одевается белая рубашка, ее белый цвет символизирует собой святость и непорочность, которую человек должен пронести через всю жизнь, ведь неслучайно Церковь во все времена называлась сообществом святых. Принимая крещение осмысленно, а не по настроению, моде или по обычаю, человек должен свою жизнь подчинить Заповедям Христовым. То же самое относится и к крестным родителям: если они становятся поручителями перед Богом за малыша, то сами должны иметь некий духовный опыт, достаточный для того, чтобы передать своему крестнику основы Православной веры, знания о ней, без которых вера становится суеверием. Но не все это понимают, поэтому иногда человек, который желает покреститься или окрестить, когда слышит о необходимости предварительной подготовки, какого-то духовного усилия со своей стороны, воспринимает это в штыки. И только после ознакомления с начальными знаниями о вере, многие, если не абсолютное большинство, такое отношение меняют. Поэтому всех, кто собирается принять крещение в сознательном возрасте или стать крестными родителями, призываю относиться к необходимости катехизации спокойно и с пониманием того, что на нашем приходе крещение не совершается без предварительного собеседования со взрослым крещаемым и с будущими крестными.
— Но ведь иногда крестные могут быть иногородними и не всегда есть возможность приехать заранее, чтобы побывать на беседе со священнослужителем.
— Выход из ситуации простой: в каждом городе, почти в каждом крупном селении есть православные храмы, и пройти предварительное собеседование перед крещением можно там, по месту своего проживания или учебы.
— Что из себя представляет начальная катехизация готовящихся ко крещению и тех, кто собирается стать крестными?
— Это, прежде всего, беседа, в ходе которой человеку раскрывается суть христианской веры, суть того, во что верят христиане, к чему они стремятся, ведь христианская жизнь в Церкви, жизнь по Заповедям являет собой достаточно тяжелый и продолжительный труд, труд длиной в целую жизнь. Разумеется, всякий труд предполагает какую-то награду, и здесь она будет не материальной, а духовной, об этом тоже идет речь во время духовной беседы. Многие не знают сути христианской веры и относятся к христианству, как к некоему культурному наследию наших предков, при этом постоянно возводящему какие-то ограничения. Между тем христианство — это не религия запретов и поста, это вера радости, вера жизни, это вера в то, что Христос воскрес и всех нас приведет обратно в первоначальное, до грехопадения, состояние Адама и Евы, к жизни в раю. Об этом пишут все святые отцы, об этом возвещает и Священное Писание, Библия. Она начинается с описания, как Бог сотворил мир тленный и нетленный, сотворил человека как венец творения, как первые люди согрешили и через первородный грех в нашу жизнь вошли болезни и смерть. Весь Ветхий Завет — это ожидание Спасителя, который бы вернул человека в его естественное состояние, состояние бессмертной и блаженной жизни с Богом. Вторая часть Библии, Новый Завет, — это главное для христиан пророчество о ниспослании Спасителя, о рождении Иисуса Христа, о его проповеди, чудесах, которые Он совершал, о предательстве и крестной смерти, о Его погребении, Воскресении и восшествии на Небеса. Обо всем этом и рассказывается во время беседы перед крещением. Кроме этого, от взрослых крещаемых и от крестных требуется осознанное знание такой вероучительной формулы, которая называется Символом веры. В его двенадцати предложениях содержатся постулаты, основы нашей веры в то, что Господь один, Он Творец мира видимого и невидимого. Иисус Христос — это Сын Божий, Он родился в мир от Девы Марии и Духа Святого, страдал, был распят, воскрес в третий день по Писании и взошел на Небеса «одесную Отца». Дух Святой являлся и является движущей божественной силой в истории и Ветхозаветной церкви, и христианской Церкви. Мы веруем во единственное крещение и с нетерпением ожидаем жизни будущего века. Всякий человек, принимающий крещение и всякий крестный во время крещения должен произносить этот Символ веры, и произносить осмысленно как видимое словесное отражение веры. Веры не в какого-то абстрактного бога, а в конкретного Бога, Бога в Троице единого.
Если же крещение принимает взрослый человек, то он должен переосмыслить свою предыдущую жизнь (я уже об этом говорил), в чем-то покаяться, найти те моменты своей жизни, которые не соответствуют ни проповеди Христа, ни Его призывам, и попытаться исправиться. Для этого перед крещением взрослого совершается таинство исповеди, после которой ему прощаются все его грехи, человек принимает крещение и становится членом общины святых, членом христианской Церкви. Поэтому и в дальнейшей жизни он не должен предаваться своим старым порокам, а стараться следовать Заповедям Иисуса Христа, подражать множеству святых, которые в своей жизни этого богоподобия достигли. Ещё на собеседовании обсуждаются практические моменты, связанные с таинством крещения, — по каким дням оно совершается, в какое время, форма одежды, что необходимо с собой принести, наличие или отсутствие фото- или видеосъёмки, наличие или отсутствие крестных родителей и так далее.
— Могут ли быть крестными люди другой веры, то есть не православные? Скажем, тоже христиане, но католики или протестанты?
— По правилам жизни Церкви крестным родителем обязательно должно быть лицо православного вероисповедания, а наличие крестных родителей мусульман или иудейской веры или других христианских конфессий не допускается. Не допускается потому что во время крещения крестный дает обеты, что он приведет ребенка к Православной церкви, к жизни по заповедям Православной церкви. А человек, который сам не имеет таких убеждений, не имеет практики жизни в Православной церкви, более того, имеет совсем другие религиозные взгляды, которые коренным образом расходятся с тем, что изложено, скажем, в «Символе веры», о котором мы уже говорили, такого сделать не может.
Часто возникают вопросы относительно имен, которые даются при крещении. Так вот, в Церкви есть такая древняя традиция, которая берет свое начало со времен Крещения Руси, чтобы люди, принимающие крещение, крестились с именами святых, которые имеются в нашем календаре, чтобы эти имена были созвучны нашей восточнославянской языковой традиции. Разумеется, дело родителей, как назвать своего ребенка. Здесь следует помнить, что крестящийся человек в лице святого, в честь которого его называют, приобретает еще одного покровителя, как старшего брата. Например, если мальчика называют Иваном, то это в честь Иоанна Крестителя, и день памяти Иоанна Крестителя, 7 июля, является днем ангела, или именинами, этого мальчика. А если в календаре нет такого имени, которое выбрали родители (имя западного типа, либо коммунистического происхождения, скажем, Владлен), то при крещении оно выбирается либо по дню рождения, либо по дню крещения, либо любого другого особо почитаемого в семье святого.
— Существуют ли какие-то правила, предписания относительно того, когда следует крестить ребенка: на сороковой день либо после сорока дней?
— Таких канонов, которые бы предписывали нам это делать в строго определенное время, не существует. А указание относительно крещения на сороковой день, которое есть в требнике, связано с тем, что сорок дней (у кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше) физически организм матери отходит после родов, после чего она уже может посещать храм. Присутствие матери на крещении, конечно же, желательно, потому что после таинства крещения младенца над его мамой читаются определенные очистительные молитвы после родов. Отсюда и традиция, связанная с крещением на сороковой день и после сорокового дня, но она, повторюсь ещё раз, имеет под собой чисто физиологические особенности послеродового состояния женщины. Поэтому если возникает необходимость крестить малыша сразу после его рождения, что может быть связано с его здоровьем, то это нужно сделать даже в первые часы его жизни — никакого церковного запрета на это нет и быть не может.
— Несколько раньше вы заметили, что крестные могут быть или не быть. Разве наличие крёстного отца и крёстной матери не обязательно?
— Наличие двух крёстных у нас это тоже традиция, а в церковных канонах этого не записано, там сказано об обязательном присутствии лишь одного крестного, причем одинакового пола с крещаемым. Связано это с тем, что в древности крещение проводилось не через обливание головы, а через погружение в баптистерий или в какой-то водоем, и перед вхождением в него надо было раздеваться — а делать это в присутствии человека иного пола просто неприлично. Именно с этим обстоятельством и связана такая традиция — приглашать крестного одного пола с крещаемым, а вообще крестных может быть сколько угодно — три, пять, восемь. Никакого мистического или ритуального характера за этим не стоит, объяснение здесь вполне четкое и практическое, имеет под собой некоторые исторические традиции.
— Ну и последний вопрос — оплаты этой требы.
— Так как мы живем в материальном мире, то наши труды и наши действия предполагают и какую-то материальную плату. Существует наш приход, у прихода есть земельный участок в полтора гектара, есть здание храма, здание приходского дома, на приходе работает определенное количество людей, и все это требует материального содержания. Никаких других доходов, кроме пожертвований наших прихожан, мы не имеем. Поэтому за каждое совершенное в храме таинство предполагается определенное пожертвование, это не какая-то неподъёмная сумма, кроме того, она не является строго обязательной. Предлагаемая к плате сумма является ориентировочной. Если говорить конкретно, то сегодня за таинство крещения предлагается пожертвовать 200 тысяч, но эта сумма может быть изменена как в меньшую, так и в большую сторону, вплоть до совершения таинства бесплатно. Здесь материальная сторона дела важна, но она не главная. Главное само таинство. И нельзя к нему относиться, как к красивому платному обряду, который нужен лишь для того, чтобы предварить собой пышное застолье. Поэтому хотелось бы призвать людей, которые крестятся сами в сознательном возрасте либо выступают в качестве крёстных, отнестись к этому с большим вниманием, серьёзно, потому что от того, какой благочестивый образ жизни мы ведем, исполняем свои обязанности крёстных, зависит и итог нашей жизни — хороший или плохой.
Записала Т. ЛУКАШЕВИЧ
 

Последние новости

Актуально

Где пьют — там и бьют. В Глусском районе прошла акция «Дом без насилия»

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

26 апреля 2024
Актуально

Запрашае Свята працы і вясны!

26 апреля 2024
Общество

Авария на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Актуально

Ещё больше товаров. Кредит от Беларусбанка

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
Актуально

Акция «Дом без насилия» в Глуске: скандалистов пока предупредили

26 апреля 2024
Актуально

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Общество

«Кожаный мяч» в Глуске. Новый сезон

25 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

ООО «БНБК-АГРО Глуск» приглашает на работу

16 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024