Темы

Десять лет особенной работы

Десять лет особенной работы

Всемирная организация здравоохранения приводит данные о том, что сейчас в мире живет более 1 миллиарда инвалидов, то есть более 14 процентов от населения Земли.
По данным Министерства труда и социальной защиты Беларуси, на территории нашей страны проживает 519 тысяч инвалидов, из них 25 тысяч — это дети-инвалиды до 18 лет. Есть дети с инвалидностью и в Глусском районе, они живут и воспитываются в семьях, а значит, и они сами, и их родные нуждаются в помощи специалистов. Вот почему десять лет назад, в декабре 2003 года, решением Глусского районного исполнительного комитета был открыт Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Первоначально специалисты учреждения оказывали консультативную помощь и психологическую поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Когда всё начиналось, педагоги, и в этом не стыдно признаться, несколько побаивались своей новой деятельности. Перед ними были дети с множественными тяжелыми нарушениями физического и психического развития. «Как к ним относиться? Жалеть, сочувствовать или принять этот груз на свои плечи, не зная, что в результате может выйти?» — такие вопросы в первый год работы задавали себе многие из нас.
И действительно, перед педагогами стояла очень непростая задача: научить родителей принять проблему инвалидности ребенка и совместными усилиями пробовать ее решать. Практически с момента организации образовательного процесса в ЦКРОиР (обучалось тогда 7 детей-инвалидов) создан коллектив единомышленников, объединенных идеей: дети-инвалиды — это в первую очередь дети, а уже потом дети с особыми потребностями. Поэтому одной из приоритетных задач стало обучение наших воспитанников нормам и правилам личной гигиены, внешнего вида, приема пищи, поведения в общественных местах. Так дети, лишенные возможности посещать дошкольные учреждения (в то время в районе ещё не было системы специального образования), получили возможность обучаться, быть членом коллектива, а самое главное — развиваться в меру своих возможностей и способностей.
Прошло 10 лет, и педагогам ЦКРОиР есть чем гордиться. Создана достаточная предметно-развивающая среда, есть необходимое спортивное и музыкальное оборудование, есть компьютеры и бытовая техника. У воспитанников Центра сформированы умения, благодаря которым некоторые из детей могут самостоятельно обслуживать себя в быту, пользоваться услугами магазинов, поликлиники, аптеки, почты, парикмахерской, а есть у нас и те, кто учится читать.
Учитель специального класса Ирина Придыбайло работает по методу глобального чтения (чтение целыми словами), и уже видны положительные результаты. А учитель-дефектолог Людмила Наркевич в своей деятельности больше делает акцент на развитие трудовых умений, так необходимых нашим детям в повседневной жизни. Воспитатели Валентина Ермолович и Валентина Кульба формируют у своих подопечных навыки здорового образа жизни, обучают основам безопасной жизнедеятельности. Социальный педагог Наталья Дешковец ведет работу, направленную на то, чтобы помочь выстроить гармоничные отношения между родителями и детьми. Педагог-психолог Наталья Гурьева развивает у детей эмоционально-нравственную сферу, оказывает психологическую помощь и поддержку в решении кризисных или конфликтных ситуаций в семьях. Очень важную деятельность для привития детям-инвалидам умений самостоятельной жизнедеятельности ведет педагог дополнительного образования Людмила Дыба. Под ее руководством дети учатся правильно пришивать пуговицы, вязать, делать мелкий ремонт своей одежды, изготавливают декоративные детали (цветы, бантики и др.) для нарядной одежды, вышивают и декорируют салфетки для придания уюта своему дому и многое другое. Помощником воспитателя работает у нас Мария Ботяновская, благодаря ей дети всегда своевременно накормлены, всегда порядок и уют в столовой и в спальнях.
С 2007 года очень важной и значимой для специалистов Центра является работа с детьми раннего возраста. За прошедший период оказана коррекционно-педагогическая помощь 62 детям. Налажено сотрудничество с педиатрами Глусской районной поликлиники по вопросу своевременного выявления у младенцев отклонений от возрастной нормы развития. Здесь важно заметить, что это не диагноз, которого боятся многие родители, обращаясь за справкой к врачу-психиатру.
Это просто сигнал для обращения за помощью к специалистам, и чем раньше родители обращаются в ЦКРОиР, тем быстрее ребенку будет оказана квалифицированная помощь специалистов. Иногда родители предпочитают подождать, мол, придет время, заговорит. Так-то оно так, только словарный запас может быть значительно меньше и скуднее, да и звукопроизношение потом корректировать сложнее. Специалисты Центра не только осуществляют практическую работу с детьми, но также проводят индивидуальные, групповые, по запросу и тематические консультации для родителей. А о совместных праздниках для детей раннего возраста и их родителей мы постоянно пишем на страницах районной газеты.
Учителя специальных классов ЦКРОиР ведут образовательный процесс с детьми-инвалидами Весновского дома-интерната. Так, в этом учебном году в 14 специальных классах там обучается 79 детей. Образовательный процесс осуществляют 19 педагогов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Гришина. Надо заметить, что обучение детей-инвалидов, особенно с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, очень сложная задача. От помещения их в адекватную среду развития, среду обучения может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень.
Еще одно не менее важное направление деятельности нашего Центра — это инклюзивное воспитание (воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с обычными детьми — ред.). На протяжении 4 лет налажено тесное взаимодействие с волонтерами учреждений образования района, с членами БРПО и БРСМ. Если в самом начале здоровые сверстники с осторожностью относились к воспитанникам Центра, то теперь совместные мероприятия носят не только развлекательный, но и познавательный и даже социальный характер. Детям важно, нужно и даже полезно уметь общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они.
Деятельность специалистов не ограничивается рамками Центра. Изначально ЦКРОиР был координирующим звеном всей системы специального образования района. В самом начале работало всего 2 пункта коррекционно-педагогической помощи в дошкольных учреждениях, и только 48 детей могли посещать занятия учителя- дефектолога, теперь таких пунктов 6, помощь специалистов здесь получают более 120 детей в год. В первое время в учреждениях общего среднего образования Глуска функционировало 3 коррекционно-педагогических пункта, затем они появились ещё в Устерховском, Заелицком и Берёзовском учебно-педагогических комплексах.
За время существования нашего Центра 931 ребенок исправил речевые нарушения. В каждом учреждении образования района есть квалифицированный учитель-дефектолог, который может своевременно выявить нарушения и оказать коррекционно-педагогическую помощь. Однако количество детей с тяжелыми нарушениями речи растет, для них в учреждениях образования открываются интегрированные группы. В этом учебном году в дошкольных учреждениях работает 6 таких групп, где получают помощь 22 ребенка.
Можно много говорить о нашем коллективе, о нашей работе, приводить цифры и факты, но лучше всего прийти к нам в Центр (а с 2011 года мы занимаемся в новом красивом здании, в так называемом «ирландском доме»), побывать на занятиях и праздничных выступлениях и увидеть радостные глаза наших воспитанников. Увидеть и убедиться, что наша работа важна и нужна им, их семьям, нужна всему обществу, в котором мы помогаем адаптироваться тем, кто сам по каким-то причинам сделать этого не может. Десять лет мы занимаемся этой работой и уже видим ее положительные результаты. Можно с уверенностью сказать, что государство, открыв такие Центры, как наш, подарило детям с инвалидностью настоящую школьную жизнь, самое обычное замечательное детство.
Людмила СЕРГЕЙЧИК,
директор ЦКРОиР
Фото Сергея РУДИНСКОГО

Последние новости

Актуально

Где пьют — там и бьют. В Глусском районе прошла акция «Дом без насилия»

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

26 апреля 2024
Актуально

Запрашае Свята працы і вясны!

26 апреля 2024
Общество

Авария на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Актуально

Ещё больше товаров. Кредит от Беларусбанка

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
Актуально

Акция «Дом без насилия» в Глуске: скандалистов пока предупредили

26 апреля 2024
Актуально

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Общество

«Кожаный мяч» в Глуске. Новый сезон

25 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

ООО «БНБК-АГРО Глуск» приглашает на работу

16 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Происшествия

В Глусском районе на пожаре погиб человек

16 апреля 2024