Родился Василий Игнатьевич в Косаричах в 1924 году. Окончил 7 классов Катковской школы, собирался учиться на агронома, да началась война. В действующую армию паренька не приняли: не было ему еще 17 лет, но оставаться в стороне он, конечно, не мог. Как и другие ребята, Василий Голомако уходит в партизаны, воюет в отряде имени 25-летия ВЛКСМ 123-й бригады Полесского соединения. Сполна хлебнул косаричский паренек тягот войны. В одном из первых же боев, это была операция по уничтожению полицейского гарнизона в деревне Протасы, потерял друга Павла Юневича.
…Во время боя с полицаями в гарнизоне Грабьё Василий Голомако почувствовал страшную боль в бедре. Медсестра перевязала рану, товарищи отнесли раненого в одну из хат на окраине деревни. Неожиданно к фашистам пришло подкрепление, партизаны были вынуждены отступать, но успели спрятать Василия в подполе, чтобы ночью вернуться и забрать его. А под вечер в дом ввалились гитлеровцы. Рука привычно потянулась к поясу с гранатами, но их не оказалось, как и винтовки…
Немцы быстро обнаружили раненого партизана, вытащили его во двор, били прикладами, требовали выдать любые сведения о партизанах. Так ничего и не добившись, окровавленное, почти бездыханное тело бросили на телегу, где лежали трупы других убитых партизан, их было велено отвезти и закопать одному из жителей деревни. Неожиданно Василий застонал; поняв, что он живой, начальник полиции приказал скинуть его под забор и добить. К полицаю, который поднял уже было винтовку для выстрела, бросились женщины, умоляя его не трогать паренька, совсем, считай, мальчишку, мол, какой же из него воин. Слова не помогали, пока женщины не уговорили полицаев зайти в дом подкрепиться, выпить самогоночки, а партизан ведь никуда не убежит… Так Василий Голомако остался в живых.
Тем временем местная жительница Надежда Бердник, рискуя своей жизнью, перенесла Василия к себе в дом, начала выхаживать, каким-то чудом доставала продукты, медикаменты. Партизан почти совсем окреп и собирался уйти в лес, как фашисты его снова схватили и бросили в тюрьму в Паричах, в одиночную камеру с цементным полом. Гестаповцы требовали рассказать, где находится партизанский лагерь, бесконечные побои на допросах, партизан терял сознание, раны гноились, но, конечно, медицинской помощи никто не оказывал. Ничего не добившись, немцы отправили Василия Голомако в бобруйскую тюрьму, а затем в лагерь для военнопленных, где в изоляторе он оказался вместе с четырьмя товарищами по несчастью. Поняв, что Василию можно доверять, они рассказали о задуманном побеге. Вскоре представился и удобный случай: пленных должны были перевозить в другое место, и бежать было решено в дороге. Задачей Василия было каким-то образом пронести с собой в вагон два ножа; он смог спрятать их под бинтами.
В вагон загнали около полусотни человек. Василий с товарищами держались поближе к двери и, пока доехали до Осиповичей, смогли проделать щели и открыть дверь. Все, кто хотел, начали выскакивать прямо на ходу поезда. Вокруг стояла темная, холодная ноябрьская ночь, Василий, прыгая, сильно ударился и не смог дальше идти самостоятельно. Двое товарищей дотащили его до деревни Верейцы, но возле первой же хаты наткнулись на немцев. Далеко убежать ослабевший партизан не смог, и все, как в страшном сне, повторилось сначала. Только побои и допросы были не ночным кошмаром, а самыми настоящими, тем более немцы увидели у Василия лагерный номер и поняли, что это сбежавший военнопленный. Его снова отправили в Осиповичскую тюрьму, оттуда — в Бобруйский лагерь, а затем в Польшу. И только в марте победного 45-го его вместе с другими заключенными освободили советские солдаты.
Конечно, после всех испытаний здоровье было подорвано, но самое главное — Василий остался в живых. Нужно было думать, как строить свою жизнь дальше. Как и мечталось в детстве, решил посвятить себя сельскохозяйственному труду в родном колхозе. В 1952 году по направлению райкома партии поступил на учебу в Могилёвскую среднюю сельскохозяйственную школу по подготовке руководящих кадров, через три года вернулся в хозяйство и был избран заместителем председателя колхоза, а через два года председателем. Долгое время работал главным агрономом. В 1959 году был принят в ряды КПСС, а через год осуществил давнюю мечту — поступил в Белорусскую сельскохозяйственную академию. До ухода на пенсию в 1980-м работал заместителем председателя колхоза и секретарем парторганизации, ему присвоено звание «Заслуженный колхозник». Труд Василия Голомако на благо родной земли оценен медалями «За доблестный труд», «За успехи в народном хозяйстве СССР», «За доблестный многолетний труд». Еще несколько наград Василий Игнатьевич заслужил за отважное партизанское прошлое, это медали «За боевые заслуги» и «Партизану Отечественной войны» и орден Отечественной войны I степени.
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото
Сергея РУДИНСКОГО