21 сентября по новому стилю — праздник Рождества Богородицы
Он относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви, наряду с Введением во храм, Благовещением и Успением это один из четырех праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Пророчества о том, что в мире должна появиться чистая Отроковица, от которой надлежит родиться Спасителю мира, есть во многих книгах Ветхого Завета.
Некогда, на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в городе Назарете жили уже весьма немолодые и бездетные супруги — Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Однако долгое время супруги не имели детей и от этого много страдали. По представлениям древних евреев, после смерти человек оказывался в безрадостном царстве мертвых. Здесь он должен был влачить беспросветное призрачное существование. Вся надежда в будущем могла возлагаться им лишь на его потомство, ибо только те, чьи прямые потомки доживут до пришествия мессии, обретут вечную жизнь и войдут в его непреходящее царство. Таким образом, бессмертие человека, по представлениям древних евреев, напрямую зависело от того, имеют ли они детей. Исходя из этого, важнейшей целью брака в древнем Израиле было деторождение, и именно поэтому отсутствие потомства оценивалось как Божие наказание и проклятие, лишающее человека всякой надежды на вечную жизнь.
Иоаким и Анна даже дали обет: если у них родится сын или дочь, то жизнь этого младенца будет посвящена служению Богу. Наконец молитва их была услышана: у них родилась дочь, которую они назвали Марией (что в переводе с еврейского означает “госпожа” или “надежда”). Эта девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, и оказалась предназначенной стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила от царского, а по матери — от архиерейского рода.
“Сегодня начало спасения миру”, — говорит в праздничной проповеди, посвященной теме Рождества Богоматери, преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.). С точки зрения православного вероучения этот простой и безыскусный рассказ о горечи бездетности и о радости исполнения просимого у Бога (предание о Рождестве Богородицы) повествует, по сути, о событии, подведшем духовный итог всей ветхозаветной истории Израиля. Вместе с будущей Богоматерью в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху и смерти, а вместе с этой надеждой — и ликующая радость предчувствия скорой встречи с Самим Богом, что прежде лишь повелевал и наказывал, а ныне вот-вот смиренно войдет в мир, как обычный — слабый и беззащитный — ребенок. Рождество Богородицы — великое утешение для бездетных супругов. Этот праздник открывает новый церковный год — вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.
На второй день праздника (9 сентября ст. ст./22 сентября н. ст.) Церковью прославляются родители Пресвятой Богородицы — праведные Иоаким и Анна.