В православном журнале для сомневающихся «Фома» мы подобрали вопросы и ответы, которые, надеемся, заинтересуют и наших читателей
Часто спрашивают: почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?
Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он делает такой брак христианским. Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.
Говорят, что ребенок до семи лет безгрешен, поэтому ему не надо исповедоваться.
На самом деле это не совсем так. Грешить ребенок может и в более раннем возрасте, но, как правило, до семи-восьми лет ребенок не может регулярно сознательно исповедоваться. Известный современный пастырь протоиерей Михаил Воробьёв пишет: «Дети не могут быть вполне ответственны за все так же, как взрослые. Тем более что их грехи, как правило, не смертные. Просто они плохо себя ведут. И лучше их допускать к причастию без исповеди, чем профанировать Таинство Покаяния, которое они не способны воспринять в силу маленького возраста по-настоящему. Можно исповедовать такого грешника один раз — в семь лет, потом в восемь и еще раз в девять. И как можно дольше оттянуть начало регулярной частой исповеди, чтобы исповедь ни в коем случае не стала привычной для ребенка. Это не только мое мнение, это мнение многих опытных духовников».
Почему в Церкви так много внимания уделяют внешнему виду женщины и почти ничего не говорят о том, как должен одеваться и выглядеть мужчина?
Потому что мужчина, как правило, не прикладывает столько усилий для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Напротив, для женщины свойственно стремление быть максимально заметной, и ничего плохого в этом, конечно же, нет. Красивое платье, подчеркивающее изящество фигуры, макияж, прическа — все это радует глаз, восхищает, приводит в восторг окружающих. Но как раз такая привлекательность и является неуместной на богослужении в храме, потому что люди приходят туда молиться, а не любоваться женской красотой. И центром внимания в храме должна быть молитва, а не своя или чужая внешность. Поэтому Церковь обращается именно к женщине с просьбой одеваться на богослужение скромнее. Мужчины же не придают своей внешности столь важного значения, поэтому к ним, как правило, в этом смысле претензий нет. Но если, к примеру, летним днем мужчина вдруг решит прийти на Литургию в шортах и майке, вполне возможно, что и ему тоже сделают замечание. Потому что, по слову апостола Павла, в Церкви все должно быть …благообразно и по чину (1 Кор 14:40).