С 12 августа в стране началось обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Своё отношение к проблеме, свои предложения по обсуждаемому законопроекту на страницах «Радзімы» высказали и наши наиболее активные читатели. Итог этого обсуждения мы подводим в разговоре с прокурором Глусского района Леонидом Палевичем.
— Леонид Владимирович, давайте начнем с определения понятия: что такое коррупция?
— Если сказать коротко, то коррупционная деятельность — это противоправная деятельность должностного лица вопреки интересам службы ради личной заинтересованности. Если говорить более подробно, то следует пояснить, что при совершении коррупционного преступления, как правило, действуют две стороны: должностное лицо и некое постороннее лицо, тоже имеющее личную заинтересованность. Должностное лицо совершает противоправные действия, которые могут входить в круг его должностных обязанностей или выходят за рамки его служебной компетенции. Обязательным моментом здесь является его материальная или иная заинтересованность — с одной стороны, с другой — причинение вреда государственным интересам в части снижения авторитета власти, имиджа государства, а также причинение материального вреда государственному учреждению. Второе действующее лицо при совершении коррупционного преступления решает свои материальные и социальные проблемы в обход установленного порядка за счет незаконных действий должностного лица. К коррупционным преступлениям относятся взятки, злоупотребления служебным положением с корыстной заинтересованностью, хищения материальных ценностей путем использования служебного положения, превышения власти и другие преступления, связанные с использованием служебного положения.
— Какова ситуация по коррупционным преступлениям в Глусском районе?
— Нарушения антикоррупционного законодательства при проведенных прокуратурой проверках были выявлены в некоторых учреждениях и организациях Глуска, о них районная газета писала немного раньше, поэтому нет смысла повторяться, замечу только, что речь идет о недостатках в работе комиссий по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и нарушениях при проведении закупок. Что же касается коррупционных преступлений, то их в районе выявлено не было. Однако это, скорее, говорит о неэффективной работе органов внутренних дел, в чьи прямые обязанности входит выявление таких преступлений, а также местной исполнительной власти, которая призвана принимать участие в
выявлении коррупционных преступлений. А значит, такую работу необходимо усилить и активизировать по всем позициям.
— А какова роль прокуратуры в выявлении коррупционных преступлений?
— Законом на прокуратуру возложена координация деятельности всех государственных учреждений и предприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений и правонарушений. Об этом и о том, как сделать такую работу более эффективной, шла речь на недавнем координационном совещании руководителей правоохранительных и государственных органов, которое проходило под председательством прокурора.
— Леонид Владимирович, почему возникла необходимость внесения каких-то изменений в уже существующее антикоррупционное законодательство, чем плох ныне действующий Закон?
— Он не плох, но он нуждается в дополнениях. Ведь коррупция, как и сама жизнь, не стоит на месте, появляются новые виды преступлений и злоупотреблений, преступники-коррупционеры отыскивают новые лазейки, чтобы скрыть преступление и обойти Закон. Их прямая заинтересованность в том, чтобы незаконным путем получить некие блага и при этом остаться безнаказанными, а потому коррупция очень изобретательна. В противодействие этому государство должно постоянно совершенствовать процедуры и механизмы выявления этих преступлений и способы фиксации доказательств противоправной деятельности. Так что необходимость совершенствовать законодательство существует постоянно и во всех странах, это объективная необходимость.
— Как вы оцениваете высказанные нашими читателями предложения по совершенствованию борьбы с коррупцией и какие дополнения, на ваш взгляд, должны быть внесены в антикоррупционное законодательство?
— Все поступившие и высказанные в ходе обсуждения законопроекта «О борьбе с коррупцией» предложения, безусловно, заслуживают внимания и рассмотрения. Действительно, принимаемые меры должны способствовать повышению эффективности работы государственных служащих, а не отпугивать их, работа бюджетников должна быть не только доходной, но и престижной. Расширение сети видеонаблюдения на рабочих местах будет способствовать как профилактике и выявлению коррупционных преступлений, так и защите чести и достоинства тех должностных лиц, которые свою работу выполняют безупречно.
Как лицо, в силу своих служебных полномочий занимающееся раскрытием коррупционных преступлений, я считаю нужным установить контроль не только за доходами должностных лиц, но и за их расходами, чтобы можно было реально определить соотношение законно полученных доходов с расходами; установить обязанность должностных лиц незамедлительно уведомлять обо всех известных им фактах коррупционных правонарушений, и вместе с этим установить ответственность за неисполнение этой обязанности. Более строго, в кратном размере, подходить к вопросу возмещения ущерба, принесенного в результате коррупционных преступлений. Считаю, более строгим должно быть наказание и за совершение коррупционных правонарушений, для этого стоит внести в Закон институт утраты доверия должностному лицу и предусмотреть расторжение контракта с должностным лицом, совершившим правонарушение, именно в связи с утратой доверия, тогда у такого работника не будет возможности перейти с одного «теплого» места на другое.
Вообще же цель Закона «О борьбе с коррупцией» будет достигнута, когда будут созданы такие условия, при которых у должностных лиц не возникнет даже мысли о совершении преступления, а обращения и законные претензии граждан будут разрешаться качественно и в срок.
Беседовала
Татьяна ЛУКАШЕВИЧ