Темы

Удар по кошельку из мобильника

В конце августа многие абоненты сотовых операторов получили интригующие сообщения: людям предлагалось пройти по определенной ссылке и скачать фотографию. Во многих случаях смс приходили от людей, чьи имена записаны в телефонной книге. Подвох заключался в том, что сообщения отправляли не эти люди, а вредоносная программа, поселившаяся в их мобильниках. Вместе с фото она загружалась на новые мобильники и начинала самостоятельно отправлять сообщения со «свежезараженного» телефона. Удар по кошельку для некоторых оказался весьма ощутимым. Известны такие или подобные им случаи и в Глуске.

Смс-мошенничество, мобильный спам — далеко не новость для белорусов. Как обезопасить себя от этого? Один из операторов сотовой связи разместил у себя на сайте сообщение-памятку для абонентов с призывом быть бдительными и осторожными и напоминанием о правилах безопасности, которые позволят защитить себя и свою информацию. Вот основные из них.

Если поступают подозрительные сообщения, содержащие информацию о выигрыше, призыв пройти по ссылке или другие сведения, которые вызывают сомнения, необходимо удалить это сообщение.

Если абонент стал участником вирусной SMS-рассылки, следует установить антивирус и провести полную проверку смартфона на наличие вредоносных программ.

Обязательно изменить пароли всех учетных записей. Особенно это касается паролей, используемых для совершения банковских операций через интернет.

Контролировать уровни доступа, которые запрашивает приложение перед установкой на смартфон. Не пренебрегать комментариями, которые оставляют пользователи под каждым приложением в магазинах приложений.

В случае любых сомнений следует незамедлительно связаться с представителем оператора и сообщить о проблеме.

Продавец-консультант пункта по продажам и обслуживанию населения компании «Velcom» Раиса Ляпко назвала еще одну причину, на мой взгляд, действительно весомую, почему на телефон начинает приходить спам и смс сомнительного содержания. Очень многие молодые люди, подростки оставляют свой номер телефона на страницах социальных сетей, и воспользоваться этими сведениями может любой желающий. А дальше действует уже описанная выше схема с вирусной программой. Поэтому несомненно, что нужно повышать среди населения культуру пользования всемирной паутиной и прививать (в первую очередь детям и подросткам) навыки безопасного общения как в сети интернет, так и в мобильной сети. Никогда не оставлять своих данных там, где их может взять кто угодно, — это так же элементарно, как никогда не идти с незнакомым дядей к нему домой.

Кстати, имейте в виду, что управление всей входящей информацией, а также безопасность мобильного устройства и состояние лицевого счета являются исключительной ответственностью абонентов (в соответствии с Правилами оказания услуг электросвязи). Поэтому не переходите по неизвестным ссылкам, не отвечайте на подозрительные сообщения, не откликайтесь на просьбы перезвонить на незнакомый номер, ибо мошенника еще нужно будет найти, а деньги ваши могут улетучиться прямо сейчас.

В соответствии с Законом от 19.07.2005 N 45-З «Об электросвязи» и Правилами оказания услуг электросвязи короткое сообщение, отправленное с абонентского устройства (телефона, смартфона, модема), является сообщением электросвязи, и при оказании оператором услуг передачи сообщений не имеет значения, инициировано оно человеком или установленной на устройстве вредоносной программой. Абонент обязан не предпринимать действий, которые могут повлечь за собой нарушение функционирования средств электросвязи. В том числе не допускать установку на свое устройство вредоносных программ.

От сервиса до «развода»

Мошенники, «работающие» с сотовой связью и интернетом, изобретают все новые и новые способы «развести» слишком доверчивых абонентов на деньги. В то же время некоторые пользователи мобильной связи оплачивают и вполне официальные платные услуги от оператора. Чаще всего это дети или люди в возрасте, которые нажимают все кнопки подряд и отвечают «да» на любой пришедший запрос.

Дело в том, что компании сотовой связи предлагают своим клиентам полезный и удобный, но не всегда бесплатный сервис услуг: можно узнать прогноз погоды, курсы валют, почитать анекдоты и т. п. Это может быть платная рассылка с информацией, которая приходит, например, раз в сутки в одно и то же время. Именно за эту информацию абонент и платит деньги. Может быть и такой вариант, когда пользователю присылают предложение узнать какую-то информацию: заинтересовало — жми на нужные кнопки. Обычно в таком случае предварительно приходит сообщение о стоимости услуги, и вам решать, нужно вам это или все-таки нет.

Так в чем проблема? Не соглашайся, не отвечай — и сохранишь свои деньги. Но в том-то, как говорят, и «фишка», что на некоторые такие сервисы пользователь сам не подписывается. Его «подписывает» компания, и услуга активируется, когда начинает работать сим-карта. Впрочем, от услуги можно отписаться, как это сделать, расскажет консультант.

Тогда снова — в чем проблема? Оказывается, не всегда пользователь знает, что он подписан на услугу. Татьяна, продавец-консультант салона связи «МТС», рассказывает, что она всегда предупреждает клиентов о том, что им будет активирована подобная услуга. Но не все консультанты это делают, впрочем, насколько я поняла, и делать это не обязаны. Потому что все эти моменты уже прописаны в договоре, причем (я лично достала свой договор и убедилась собственными глазами) совсем даже не мелкими буквами! Но признайтесь же, что договор с сотовым оператором вы никогда не читаете до конца. Да, скорее всего, и вообще не читаете. Вот и получаются потом недоразумения и финансовые потери. А ведь все просто: читайте даже самые скучные документы, если они касаются вас и тем более ваших денег, и не стесняйтесь выяснять у консультанта любые детали и мелочи.

Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Последние новости

80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла сегодня в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

Первое заседание VII ВНС состоится 24—25 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Продлили контракт на правовом приеме! Какие еще проблемы помог решить профсоюз?

19 апреля 2024
Культура

Выставка работ учащихся Центра творчества Глуска открылась в районном музее

19 апреля 2024
Общество

Республиканский субботник пройдет в Беларуси 20 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Отсрочки, штрафы и СМС‑повестки — о каких новациях нужно знать будущим призывникам

19 апреля 2024
Общество

Ремонт в городской бане Глуска

18 апреля 2024
Актуально

На территории Глусского района проходит специальная программа «Допинг»

18 апреля 2024
Актуально

Когда судом применяется специальная конфискация

18 апреля 2024
Культура

Афиша Глуска: куда сходить и что посмотреть на досуге

18 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

В Глусском районе проверили готовность лесной охраны к пожароопасному периоду

7 апреля 2024
Происшествия

В центральном парке Глуска кто-то варварски вырвал скамейку

6 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

9 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024