Одинаковые возможности — разным по способностям
Семинар-тренинг «Инклюзивное образование: пути продвижения» для педагогов района состоялся 10 декабря на базе второй школы. О сущности инклюзивного образования с учителями говорила старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики БГПУ имени Максима Танка Ольга Светлакова.
Речь идет о том, что всем детям, независимо от состояния их психического и физического здоровья, должны быть предоставлены равные возможности для обучения и общения. Сейчас с детьми-инвалидами проводится обучение на дому, в специализированных центрах, в интегрированных классах (когда у этого ребенка отдельный учебник, отдельная программа, а часть уроков он занимается индивидуально с учителем, а не вместе со всеми детьми). Инклюзивное образование предполагает, что «особенные» дети не будут оторваны от коллектива, у них будет та же программа обучения и те же учебники, что у остальных, но структура их будет такова, что каждый ученик будет усваивать именно ту часть, которую позволяет его психофизическое состояние.
Семинар проходил в живом формате, лекционная часть перемежалась с заданиями-упражнениями, направленными на понимание роли, функций, ответственности учителей в осуществлении практик инклюзивного образования.
Своими впечатлениями с нами поделились некоторые из присутствовавших на встрече педагогов.
Заместитель директора по учебной работе средней школы № 2 Елена Таращук: «Семинар очень интересный. Дело в том, что инклюзивное образование внедрено уже во многих европейских странах, и начинание это нужное и полезное. Но для его осуществления нужна очень серьезная база, как материальная, так и методическая. Сейчас практика инклюзивного образования в нашей республике находится в экспериментальной стадии. В обычных школах осуществляется интегрированное образование, и на данный момент, мне кажется, это самый оптимальный вариант работы с «особенными» детьми».
Людмила Трифонова, учитель начальных классов средней школы № 1: «Идея инклюзивного образования хорошая, нужная и полезная. Любой педагог, работающий в интегрированном классе, сталкивается с определенными трудностями. Обычный пример: по общей программе на уроке учитель рассказывает о полезных ископаемых, по программе интегрированного обучения ребенку, который сидит в этом же классе, он рассказывает о строении деревьев. При этом нужно уделить одинаковое внимание всем детям. Инклюзия же предполагает одну тему, но разный уровень усвоения. Все ребята изучают полезные ископаемые, но ребенок с особенностями развития изучает их в той мере, в которой позволяют ему его способности. И в учебнике этот момент уже прописан, и учебник у него такой же, как у всех, —ребенок ничем не отличается от остальных. К тому же на уроке присутствует специалист-дефектолог, что тоже немаловажно. Ведь не секрет, что многие педагоги просто не готовы к работе с такими детьми. Необходимы специальные курсы, методическая помощь».
О. ПЕТРОВА
Фото С. РУДИНСКОГО