На всякую пользу изрядную
День Крещения Господня, или Богоявление, кроме того, что это двунадесятый (то есть один из двенадцати главных) праздник в календаре православных христиан, является еще и престольным праздником глусского храма — Свято-Богоявленского. По этой причине, а еще потому, что только на этот праздник совершается чин великого освящения воды, в храме было многолюдно два дня — и в воскресный день, Крещенский сочельник, и непосредственно в день Крещения, 19 января.
Люди приходили не только соборно, то есть вместе, помолиться Богу о здоровье и благополучии себя, своих родных и близких, но и взять святой крещенской воды, чтобы окропить ею свое жилье, а затем употреблять ее с верой и молитвой в течение года для укрепления души и тела. О том, что именно так надо относиться к святой воде, потому что она является великой святыней, знают все или почти все прихожане. Всякий раз говорится об этом и во время праздничной проповеди после Божественной литургии.
Вот и на этот раз епископ Бобруйский и Быховский Серафим, который возглавил в глусском храме праздничное богослужение в день Святого Богоявления, напомнил прихожанам о целительной силе крещенской воды, если употреблять ее с верой и благоговением. Владыка поздравил с праздником и тех, кто 19 января собрался на берегу реки Птичь около иордани, чтобы приобщиться к старой и благочестивой традиции крещенского купания. Пожелал, чтобы святая крещенская вода была всем нам во очищение и укрепление сил души и тела «и на всякую пользу изрядную».
Надо сказать, что на этот раз крещенское купание в Глуске было немноголюдным, возможно, сказалось то, что день выпал рабочий, поэтому некоторые пришли на иордань ближе к вечеру. А в самый полдень, сразу после того, как Владыка совершил чин освящения воды, мы увидели и тех, кто традиционно окунается на Крещение, и тех, кто впервые решился на крещенское купание. Кто-то шел смелее, у кого-то чувствовался некоторый мандраж, но и те, и другие после выхода из иордани, по их собственному признанию, ощущали бодрость и необыкновенный прилив сил. Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма, а при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения, но ведь главный смысл крещенского окунания не в этом.
Традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана. Поэтому духовной пользой через символическое окунание в иордани для христианина может быть дальнейшее и еще большее приобщение к реальности праздника Крещения — Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь и в которую призывается войти каждый христианин.
Татьяна ЛУКАШЕВИЧ
Фото Сергея РУДИНСКОГО