Темы

Чтобы всё было по закону

Чтобы всё было по закону

Работа с обращениями граждан и юридических лиц — приоритетное и наиболее важное направление в деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов. Как она должна вестись и как с обращениями граждан работает прокуратура Глусского района, рассказывает прокурор Леонид ПАЛЕВИЧ.

— Во-первых, замечу, что согласно Закону Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, также они могут обращаться к индивидуальным предпринимателям, оставляя замечания или предложения в книгу замечаний и предложений. Здесь хочу обратить внимание, что при устном обращении во время личного приема заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, а его представитель — также и документ, подтверждающий его полномочия.

— Какими еще правилами регулируются отношения сторон во время проведения личных приемов?

 — Начнем с принимающей стороны. Должностные лица организаций, проводящие личный прием, не вправе отказать в приеме, если гражданин обращается по вопросам, относящимся к компетенции этих организаций. Исключение составляют случаи, когда заявителю в ходе ранее проведенного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.

Личные приемы должны проводиться не реже одного раза в месяц, а информация о времени и месте проведения личного приема и о порядке предварительной записи (если она предусмотрена) должна быть размещена в организациях в общедоступных местах.

— Регламентировано ли как-то поведение самих заявителей? Некоторые из них порой считают, что им позволено всё.

— И они ошибаются, потому что поведение заявителей во время приемов также регламентировано Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц», и его требования они обязаны соблюдать. В частности, вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. А в период рассмотрения обращения они должны своевременно информировать организации или индивидуальных предпринимателей, к которым они обращались, об изменении своего места жительства или места нахождения.

— Есть ли правила для подачи письменных обращений?

— Разумеется, есть. Письменные обращения граждан должны содержать наименование или адрес организации, куда направляется обращение, либо должность лица, которому оно адресовано; фамилию, имя и отчество (либо инициалы), адрес места жительства или места работы, учебы заявителя. Далее должна быть четко изложена суть обращения и поставлена личная подпись.

Рассматриваются письменные обращения не более 15 дней, а те, что требуют дополнительного изучения и проверки, — не более одного месяца, разумеется, если иной срок не установлен законодательными актами. О результатах рассмотрения обращения заявитель уведомляется письменно.

— Как организована и как проводилась работа с обращениями граждан в прокуратуре Глусского района?

— Анализ состояния работы прокуратуры с обращениями граждан и юридических лиц и надзора за исполнением законодательства о рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан в 2014 году показал, что работниками прокуратуры выполнен определенный объем работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и  иных обращений, восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности. Так, в 2014 году в прокуратуру района поступило 73 обращения  граждан и юридических лиц, из них 14 было направлено на рассмотрение в другие ведомства в соответствии с их компетенцией, 3 обращения приобщено к уголовным делам и надзорным производствам, 55 разрешено по существу, из них 7 было удовлетворено.

— С какими вопросами чаще всего граждане обращались в прокуратуру?

— Из разрешенных прокуратурой района обращений основное количество составляют заявления и жалобы по вопросам надзора за исполнением трудового, административного, жилищного законодательства, за год их поступило 20, и 24 обращения касались вопросов дознания и следствия.

Что касается исполнения законодательства об обращениях граждан учреждениями и организациями района, то замечу, что в 2014 году снизилось количество обращений по вопросам трудового законодательства — с 15 до 4. Однако нарушения законных прав граждан продолжают иметь место. Например, 25 июля 2014 года в прокуратуру района обратилась с письменным заявлением гражданка К. по вопросу несвоевременности выплаты ей заработной платы в ЗАО «Глускдрев». Проведенная прокуратурой по данному обращению проверка подтвердила факт несвоевременности выплаты зарплаты заявительнице. В адрес директора ЗАО «Глускдрев» прокурором было внесено предписание, по результатам которого указанное нарушение законодательства было устранено. Предприятие привлечено к административной ответственности. Но уже в 2015 году здесь же было допущено аналогичное нарушение трудового законодательства — нарушение сроков выплаты заработной платы и расчета после увольнения работницы М. Так что без работы прокуратура не останется.

— Как законодательство о рассмотрении  предложений, заявлений и жалоб граждан и юридических лиц исполняется другими субъектами хозяйствования? 

— Во втором полугодии 2014 года прокуратурой района были проведены плановые проверки КФХ «Габрусь А.Н.» и ОАО «Совхоз «Заволочицы» на предмет исполнения законодательства об обращениях граждан. Проведенными проверками установлено, что должностными лицами этих организаций не принималось должных мер к выполнению Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». В частности, не проводилась регистрация обращений граждан, не были организованы личные приемы посетителей, регулярные встречи с населением по месту жительства. Поступившие обращения граждан не обобщались и не анализировались. Между тем такая работа, если она проводится, помогает изучать общественное мнение, выявлять и устранять имеющиеся недостатки. По фактам выявленных нарушений прокурором района в адрес руководителей указанных предприятий и в местные исполнительные органы внесены представления об устранении нарушений законодательства, а виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Беседовала

Т. ЛУКАШЕВИЧ

Фото С. РУДИНСКОГО

Последние новости

80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла сегодня в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

Первое заседание VII ВНС состоится 24—25 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Продлили контракт на правовом приеме! Какие еще проблемы помог решить профсоюз?

19 апреля 2024
Культура

Выставка работ учащихся Центра творчества Глуска открылась в районном музее

19 апреля 2024
Общество

Республиканский субботник пройдет в Беларуси 20 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Отсрочки, штрафы и СМС‑повестки — о каких новациях нужно знать будущим призывникам

19 апреля 2024
Общество

Ремонт в городской бане Глуска

18 апреля 2024
Актуально

На территории Глусского района проходит специальная программа «Допинг»

18 апреля 2024
Актуально

Когда судом применяется специальная конфискация

18 апреля 2024
Культура

Афиша Глуска: куда сходить и что посмотреть на досуге

18 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

В Глусском районе проверили готовность лесной охраны к пожароопасному периоду

7 апреля 2024
Происшествия

В центральном парке Глуска кто-то варварски вырвал скамейку

6 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

9 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024