Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается День потребителя. В нынешнем году он проходит под девизом «Здоровое питание — выбор современного потребителя».
Основные принципы здорового питания, думаю, известны каждому взрослому. Тем не менее не всегда легко сориентироваться в разнообразии продуктов, которые предлагают нам производители. Чтобы облегчить выбор сторонникам здорового питания, в некоторых магазинах создаются специализированные уголки. Главный специалист отдела экономики Глусского райисполкома Екатерина Радько сообщила, что в глусских магазинах «Глусчанка» и «Родны кут» (Кирова, 99) оборудованы секции продуктов для диетического и диабетического питания. Кроме этого, отделом экономики регулярно проводятся совместные с районным центром гигиены и эпидемиологии рейды по выявлению некачественных продуктов в магазинах.
Также Екатерина Радько отметила, что много вопросов у потребителей вызывает применение пищевых добавок. Под пищевыми добавками понимаются природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты для придания им определенных свойств и сохранения их качества. К ним относятся консерванты, красители, подсластители, антиокислители, регуляторы кислотности, противослеживатели, пеногасители, эмульгаторы, пенообразователи, стабилизаторы, загустители, усилители вкуса и т. д. Существует определенный перечень пищевых добавок, применение которых разрешено в Республике Беларусь. Ознакомиться с ним можно на сайте Министерства торговли в разделе «Защита прав потребителя/Справочная информация». Привести его на страницах газеты не представляется возможным — перечень этот достаточно большой.
Кроме того, Екатерина Радько напомнила, что в случае, если покупатель купил недоброкачественный товар, он может сам написать претензию или обратиться за помощью в отдел экономики Глусского райисполкома к уполномоченному по защите прав потребителей. Рабочий телефон специалиста размещен во всех магазинах в уголке для покупателей. Так, в 2014 году в районе было рассмотрено 14 обращений. В основном вопросы касались продажи товаров, все обратившиеся получили необходимые консультации и помощь.
Бывают случаи, когда продавцы забывают о соблюдении прав своих покупателей. Например, в октябре прошлого года в отдел экономики райисполкома обратилась женщина, желавшая вернуть пальто ненадлежащего качества, купленное за неделю до этого на рынке. По закону она имела право вернуть его или обменять на другое в течение 14 дней, однако продавец по каким-то своим причинам отказывалась. После устного обращения к уполномоченному по защите прав потребителей и его вмешательства конфликт был разрешен, женщина смогла обменять пальто на другое.
О. ВАСИЛЕВСКАЯ