Нет темы для газетной статьи интереснее, чем человеческая судьба. Такая мысль возникает каждый раз, когда слушаешь историю жизни обычного человека, например, такого, как сельский учитель Николай Адамович Ляпко, о котором мне рассказала его дочь Валентина Николаевна Дашкевич.
Николай Адамович принадлежал к тому поколению, на молодость которого выпала тяжелая задача: пережить войну. Лучшие годы и немало здоровья были пожертвованы ради спасения Родины от фашизма.
Коля Ляпко родился в деревне Рыловичи Глусского района. Окончил семилетнюю школу и поступил в педагогический техникум в Слуцке. После завершения учебы его распределили в Баратинскую начальную школу и назначили учителем и заведующим одновременно. До войны в деревне жило много старообрядцев, и поэтому школа была единственной в районе с русским языком обучения. Надо сказать, что старообрядцы — люди особенные, с осторожностью идут на контакт с чужаками. Когда молодой учитель приехал в деревню, никто его жить к себе пускать не спешил. Выручил председатель колхоза, приведя в свой дом. Николай Адамович проработал в Баратино до призыва в армию в сентябре 1939 года.
Так начался боевой путь простого сельского учителя, и затянулся он на шесть лет. Валентина Николаевна говорит, что отец им, детям, никогда не рассказывал о войне. Не так давно они с сестрой обнаружили в старых документах «Книжку красноармейца» — военный билет Николая Адамовича, по которому можно проследить его армейскую жизнь от призыва до демобилизации. В этом документе есть интересный факт: перечисляются вещи, выданные призывнику. А это: шинель, пилотка, гимнастерка, шаровары, две нательные рубахи и кальсоны, две пары летних портянок, пара ботинок и обмотки (длинная широкая (около 30 см) полоса ткани защитного цвета для обмотки ноги до колена, носившаяся вместе с солдатскими ботинками как замена сапогам), котелок.
В июне 1941 года Николай Адамович служил под Смоленском в 202-й стрелковой дивизии. Отсюда и был мобилизован в действующую армию — попал на Западный фронт. В августе 1942 года его направили в 20-ю учебную бригаду Московского военного округа. С августа 1944-го он уже на І Прибалтийском фронте, а с февраля 1945-го — в 193-м отдельном противотанковом дивизионе II Прибалтийского фронта. За время службы у Николая Адамовича были и серьезные ранения, контузия, и, конечно же, заслуженные боевые награды. На сайте www.podvignaroda.mil.ru есть приказ о награждении его медалью «За боевые заслуги» и описан подвиг: «Старшина минометной роты, Ляпко Николай Адамович, 1-го стрелкового батальона в боях за местечко Приекуле в Латвийской ССР под огнем противника бесперебойно обеспечивал огневые позиции боеприпасами и продовольствием, 21 февраля 1945 года, заменив выбывшего наводчика, вел огонь по противнику и подавил огонь двух немецких минометов». Кроме того, в военном билете перечислены благодарности за мужество и отличную службу: от Сталина, две от командующего І Прибалтийским фронтом и три от командира части. В сентябре 1945 года Николая Адамовича демобилизовали, «как окончившего педтехникум». Нужно было восстанавливать мирную жизнь, учителей не хватало, и его опять направили на прежнее место в Баратинскую начальную школу.
А работать приходилось тяжело: один учитель на четыре класса. До обеда учились первые два, а после обеда — остальные два. Через некоторое время прислали в помощь еще одного учителя.
— Самое яркое воспоминание со времени моей учебы в Баратинской школе, — вспоминает Валентина Николаевна, — это чай, которым нас угощал отец. Летом на пришкольном участке он выращивал картошку. Потом продавал ее, а за эти деньги покупал несколько упаковок чая и сахар кусочками. Некоторые ученики были из ближайших деревень, ходили пешком. Осенью и зимой, пока дойдут, промокнут, замерзнут. Поэтому перед началом уроков мы всегда пили чай. Недавно встретила своего одноклассника. Разговорились, и первое, что вспомнили из школьной жизни, — тот самый чай. Вообще наш отец был строгим, справедливым и грамотным учителем — говорю это как его ученица. В начальной школе дети получают самые главные уроки и в учебе, и в воспитании. Отец давал своим ученикам все свои знания и воспитывал как собственных детей. А еще он разводил пчел, большой сад посадил — был настоящим хозяином. Только здоровье подводило часто: сказывались ранения. Папа рассказывал, что в 45-м, когда он участвовал в освобождении южноевропейских стран, в одной из деревень жил старенький дедушка-знахарь, который предсказывал будущее. Солдаты часто перед боем ходили к нему узнать, что их ждет. Нашему отцу он назвал цифру 71. Папа говорил, что доживет до 71 года, а оказалось, что это год его ухода. В 1971-м его не стало. Я уверена, что многие бывшие ученики, коллеги могут сказать о нем хорошие слова, потому что он всегда относился к людям так, как хотел, чтобы они относились к нему.
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Фото из архива семьи Ляпко