Три Спаса: традиции, приметы
Спас медовый
Праздник первого Спаса (14 августа по н. ст.), в церковном календаре отмеченный как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, обычно сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому в народе первый Спас называют еще мокрым Спасом. Называют первый Спас и медовым, в этот день пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. Считается, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов: «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки и непременно приносили в церковь посевные семена, а поля перед севом окропляли святой водой священники. Освящали также и колодцы. С праздником первого Спаса совпадает день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев.
Спас яблочный
Второй Спас празднуется в день Преображения Господня. Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору для того, чтобы помолиться. Во время этой молитвы и произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда, в которую он был одет, стала белее снега. Потом появились два пророка, Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом о его исходе, который в скором времени произойдет в Иерусалиме. Ученики, ставшие свидетелями преображения, были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.
Раньше до второго Спаса нельзя было есть фрукты, а 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего по традиции вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели. Поэтому в народе второй Спас называется яблочным.
Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени.
В старину все верующие люди непременно праздновали яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.
Спас ореховый
Третий Спас — 29 августа — Спас «на полотне», назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.
Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, очень захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же появилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».
Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едессе, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.
В народе третий Спас означал также окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками».
Третий Спас называли ореховым или хлебным, потому что к этому дню, как правило, созревали орехи и заканчивалась жатва хлебов. И поговорки соответственные были в народе: «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!», «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».
В этот день пекли пироги и печенье из нового хлеба.