Темы

Путешествие — это жизнь, а не аттракцион на недельку

Путешествие — это жизнь, а не аттракцион на недельку

Отсчет — со 2 июля; 42 дня, 6 300 км. Покоренные горные высоты — до 4 650 метров, температуры — от -5Со до +50Со. Максимальный дневной пробег — 310 км; средний дневной пробег по равнине — 190 км, горный — 110 км.

Эти цифры взяты не из отчета альпинистской группы, это — статистика велопохода, в который в одиночку (!) совершил минувшим летом наш с вами земляк Александр Буевский. Земляк — это немного условно, живет и работает сейчас он в столичном регионе, но к родителям наведывается частенько. Приезжает, между прочим, тоже на велосипеде: до Осипович на электричке, оттуда уже «везет» двухколесный друг.

Началось все, говорит Саша, с интернет-форума «Поехали!», объединяющего людей, увлеченных активным туризмом. Периодически участники форума устраивают «покатушки», то есть катаются по заранее определенному маршруту в Минске и по всей стране, иногда добираются до нужного места на электричке, а там уже — на велосипедах. Бывают покатушки и заграничные.

— Раньше я думал, что в Беларуси смотреть не на что, и очень заблуждался, — признается Александр. — У нас есть потрясающие места, необязательно достопримеча-тельности, иногда мы едем просто в дикую природу, через болота, реки… Катаемся круглый год. Сейчас зимой проще: для велосипедов придумали колеса шипованные, как у машин. Холодно? Вопрос холода решается просто: правильной одеждой и правильным питанием.

— Александр, что было первичным: желание путешествовать или желание покататься на велосипеде?

— Путешествовать. На велосипеде, как и многие, ездил, но как средство передвижения для путешествий я его не рассматривал. Согласитесь, мало кто может подумать, что на велосипеде можно уехать куда-то далеко,20 километровкажется уже много. Хотя вообще мое первое велопутешествие было в классе восьмом-девятом, мы с другом отправились к его родственникам в Зеленковичи, потом обратно, очень устали. Это был первый опыт.

Моя вторая бабушка живет в Калинковичах, это120 километров, и у меня появилась сумасшедшая мечта: а если съездить туда на велосипеде? Просчитал, что если с утра выехать, то к вечеру доберешься. Тогда, конечно, это казалось почти нереально, фантастикой, да и вряд ли меня кто-то отпустил бы на велосипеде так далеко. Но будучи уже взрослым, эту идею я  в жизнь воплотил.

Дальними походами Александр серьезно увлекся лет шесть назад, когда друг — любитель гор — вытянул на Кавказ, в Приэльбрусье. На поезде доехали до Кисловодска, а там началось самое интересное…

— На какой день захотелось вернуться домой?

— На первый! Только отъехали от ж/д вокзала, начался первый подъем, слабенький, маленький, но у меня уже уши заложило, голова стала болеть. Казалось, что я не вытяну больше ни дня, но справился, и, как видите, понравилось. Потом старался каждый год выезжать куда-нибудь, первые «вылазки» были короткие — две-три недели. Кавказ, Крым, Карельский перешеек, Казахстан (побережье Каспийского моря, полуостров Мангышлак), Абхазия, Памир…

Обычно так бывает: планируется маршрут, определяются запасные точки (где можно остановиться, если что-то сломается или пойдет не так, где можно сократить дорогу, чтобы вернуться точно к поезду), приобретается билет туда-обратно, на поезде добираешься до нужного места и там катаешься. Но это ведь не путешествие, это поход. Путешествие — это когда нет точного маршрута, точных сроков, только ключевые точки, едешь куда глаза глядят, можешь где-то остановиться подольше. Вот я и решил летом отправиться в путешествие, конечной точкой которого стал бы Памир, где я уже бывал с друзьями, но тогда мы добирались на поезде и там уже катались. В этот же раз я отправился на велосипеде от самого Глуска, и целью моей были не столько достопримечательности, сколько люди,  общение. Еще, хотя это может прозвучать напыщенно и пафосно, я хотел посетить места боевой славы.

С памятных мест Александр и начал свое путешествие: памятник Сиротинину под Кричевом (старший сержант артиллерии Николай Сиротинин 17 июля 1941 года, прикрывая отступление своего полка, в одиночку уничтожил 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. — Ред.), Прохоровское поле, Волгоград…

— Что-то невероятное чувствуешь там, где 73 года назад был ад земной, а сейчас по этому же Прохоровскому полю ползут не танки, а трактора и комбайны, — делится впечатлениями Александр. — В Волгограде посмотрел на знаменитый дом Павлова, на мой взгляд, это одно из мест, где человек своим личным геройством смог сделать, казалось бы, невозможное, это как наша Брестская крепость. Ощущения непередаваемые, когда понимаешь, что видели эти камни, что здесь творилось в 42-м.

Обогнув заповедный Брянский лес, проехав рядом с российско-украинской границей, полюбовавшись на грузовой корабль на узком Волго-Донском канале, постепенно Александр добрался до Казахстана и его бескрайних степей. «В степи встречаются поезда, и если им помахать, то они погудят в ответ», — улыбаясь, вспоминает мой собеседник. Неожиданно посреди степи можно увидеть и самолет.

Затем был Узбекистан, поворот на знаменитый Учкудук, до которого оставалось «каких-то» 400 километров. 

— Завернуть туда была не судьба, так как время поджимало из-за правила «третьей ночи»: это значит, что турист должен хотя бы раз в три дня ночевать в гостинице и получать там квиток регистрации, при выезде пограничники их проверят, просчитают и при отсутствии или просрочке получите неприятности, — немного с досадой поясняет Александр.

Зато в Узбекистане путешественник посетил знакомую нам по восточным сказкам и фильмам Бухару, где днем все замирает, изнывая от жары, а вечером жизнь кипит во всем восточном великолепии: фонтаны, музыка, много света и огня… Затем были Таджикистан и Киргизия, и наконец — Памир. 

— Туда тянет всех туристов. Через эти места когда-то проходил знаменитый Шелковый путь, и сейчас там собираются путешественники со всего света — на велосипедах, мотоциклах, машинах, автостопом, — делится впечатлениями Александр. — Словами описать, что чувствуешь на Памире, невозможно. Это пуп земли, перекресток всех дорог: на Монголию, Китай, Казахстан, дальше Россия, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индия… Китай был от меня буквально в пяти километрах. Кстати, местные жители на Памире очень доброжелательные, а славян благодаря различным историческим перипетиям вообще воспринимают как своих.

— Кстати, о людях. Раз главной целью путешествия было общение с разными людьми, значит, есть какие-то наблюдения и выводы?

— Сначала о туристах, с которыми обязательно пересекаешься в дороге. Мне встретились поляки, французы, американец, новозеландец, словенцы… Как правило, все путешественники друг друга понимают и поддерживают, но обычно все ограничивается приветствием, вопросами «откуда-куда», а дальше каждый по своему маршруту. Но если по пути, то можно и пообщаться, поделиться впечатлениями, так было с французом, который побывал в разных странах и с которым вечером на стоянке мы много болтали и угощались вкусняшками. У него с собой даже полноразмерная сковорода была! Кстати, все иностранцы едут с кучей сумок: две на переднем колесе, пара на заднем, сверху еще гермомешок, сумка на руле, а то еще и заплечник. Очень их удивляли мои пара сумок сзади и нарульная. Правда, ничего удивительного тогда, что в горах у меня получалось по 100 —120 кмв день, а не 30 — 50, как у них. Физику не обдуришь: сковорода сама не побежит за великом.

Что касается местных жителей… Люди, как правило, везде хорошие, и открытого негатива не встречал. Другое дело, что менталитет у разных народов разный. У нас люди более закрытые, осторожные, велотуристов с сумками частенько принимают за торговцев. Чем дальше на восток, тем люди внешне более открытые, раскрепощенные, для них в порядке вещей поздороваться с незнакомым человеком, спросить, как дела, кто, откуда, задавать достаточно личные вопросы. Между прочим, самый популярный вопрос в Азии о семье: женат-неженат, сколько детей? Там всегда все здороваются, даже каждый встречный ребенок скажет: «Здравствуйте, хэллоу!», и ты через какое-то время уже сам начинаешь первым здороваться со всеми. Обязательно приглашают переночевать, стараются покормить, угостить. Покупаешь дыню — дают в подарок арбуз. На Востоке считается: сколько ты дал гостю  — вернется тебе троекратно. Что у них в глубине души — неизвестно, но снаружи восточные люди — открытые и приветливые, иногда даже до навязчивости.

Кстати, у меня был случай, когда встал выбор: пройти по узкой и крутой «козьей» тропе (ее проложили временно, когда из-за схода селей не было другой дороги) или сделать крюк в200 км. Местные меня отговаривали, мол, с велосипедом и поклажей не пройдешь, но я таки решился в несколько заходов ее преодолеть. Только взял сумки и пошел, слышу: сзади зовут, оглядываюсь: один из двоих парней уже подхватил мой велик, а другой берет из рук одну сумку. Следующие полчаса только старался не отстать от моих спасителей, а они с кажущейся легкостью скачут по камням, только успевай. От денег категорически отказались.

 — А сравнить, как «у них» и как «у нас», можешь?

— Очень даже могу, и вопреки расхожему стереотипу, скажу: «у них» тоже бывает по-разному, не только все лучшее. Часто приезжаешь в город, видишь красивый фасад, а метр в сторону — и запустение. Тротуары разбитые, бордюры разломанные, о велодорожках и речи нет. И это не в каких-то глухих деревнях, это в крупных городах. Поездишь вот так, сравниваешь и понимаешь: как все-таки у нас хорошо. Видно, что у нас что-то делается, даже в Глуске, не говоря уже о Минске.

— Как относятся окружающие к твоему увлечению?

— Родителям и мне с родителями поначалу было сложно, особенно мама очень переживала. Сейчас она смелее к этому относится, а я стараюсь, где бы ни был, отзвониться или отписаться. Есть современные технологии, позволяющие, даже если нет мобильной связи, послать о себе весточку. Что до остальных, есть люди, которым все равно, есть единомышленники, а вот открытого неприятия у окружающих я не встречал.

— Кроме велосипеда, еще какой-то спорт есть в жизни?

— Это не спорт (улыбается). Это образ жизни. Он дает и силы, и здоровье.

— В школе любимым предметом была физкультура или география?

— Физика! (смеется). Никогда физра не была любимым предметом, а с географией во всех подробностях знакомлюсь во время путешествий.

— С чего лучше начинать велопутешественнику?

— Главное: желание. Велосипед, желание и вера в себя — и все получится. Это ведь не самый затратный вид путешествия, согласитесь. Нужно преодолеть стереотип, что велосипед — только для асфальта и только для близких расстояний. Надо не бояться трудностей, ведь все зависит от того, как ты воспринимаешь проблему. Наверное, самое сложное — не поддаться на отговоры родственников и друзей, а когда придет время — сделать первый шаг за порог. Ну а дальше довериться дороге: она всему научит, покажет, где-то подбодрит, где-то остепенит. Дорога — это жизнь в самом лучшем, бурном её проявлении. И в дороге, как и в жизни, нужно поднапрячься, попотеть, зачастую переступить через «не могу», чтобы добиться хотя бы уважения к самому себе. Бывают и ошибки, и даже нытьё самому себе. Тогда нужно как бы раздвоиться: посмотреть на себя своими же глазами, но со стороны, где-то пожурить, а то и поднять на смех. Говорил уже и повторю: путешествие — это сама жизнь, а не аттракцион на недельку.

— Теперь понятно, что начинать нужно с преодоления себя и стереотипов. Ну а все-таки какие-нибудь советы есть для тех, кто уже решился?

— Самое главное: не забывайте, что дома нас ждут те, кому мы дороги, а значит, приоритет в дороге отдаем безопасности.

В любой трудной ситуации нужно не стесняться просить помощи.

Проблема номер один — отсутствие воды, случается, что все колодцы по дороге сухие. Да и с магазинами бывает совсем грустно, как и с населенными пунктами, можешь проехать 100 —200 километрови не встретить никого. Приходится везти 10 —15 литровводы, а по такой жаре в день выпивается до 10 —12 литрови практически все испаряется. Я нашел способ добывать воду: присматривался к обочинам, зачастую там попадаются едва початые бутыли с чистой водой, как минимум для хозяйственных нужд можно использовать. К слову, за все 42 дня только пару раз не удалось перед сном принять душ, а так всегда старался «отложить» 1 — 2 литра воды. Вот отсюда и следующий совет: гигиена и только гигиена — это в дальней дороге главное после безопасности. В «центре внимания» ноги — кроссовки с хорошей вентиляцией на босую ногу.

Насчет поклажи. Даже в самое длительное путешествие я беру  всего несколько сумок, в которые, однако, вмещается самое необходимое: палатка, коврики, одежда, еда, запчасти, горелка, даже подушка есть. Комфорт полный. Знаете, есть пятизвездочные отели, а у меня — «миллионзвездочный отель», когда на ночлеге смотришь в бездонное звездное небо.

Пилить по степи под палящим солнцем — то еще удовольствие, поэтому изначально я планировал передвигаться утром и вечером, а полуденный зной пережидать где-нибудь в тени. Но, как известно, на каждый хороший план найдется маленькая неувязочка: тень как раз и не найдешь. Стоит остановиться — и тут же начинаешь запекаться, поэтому только движение, только ветерок и никаких стоянок днем. Так и выходило, что за день  проезжал около 180 —190 км, а пустыню Кызылкум частично проехал вечером-ночью, и в тот день получилось около300 км.

— А как же дикие звери?

— Но ведь обычный дикий зверь не пойдет к человеку, тем более я путешествую в теплое время года, когда им хватает корма. Разные «неприятные» насекомые в палатку не проникнут, она защищена. Утром встаешь, проверяешь обувь, чтоб скорпион какой не заполз, ну и да, под ноги тоже смотришь. Тарантула я только один раз видел, днем они обычно прячутся. А скорпионов бояться — в степь не ходить!

— Что чувствуешь, когда возвращаешься домой?

— Во-первых, в дороге начинаешь ценить простые вещи: хорошую погоду, попутный ветер… Во-вторых, ощущение времени совсем другое: за две недели происходит столько событий, что по приезде кажется, что и дома должно было все измениться. Только спустя несколько дней входишь в колею и понимаешь, что дома все по-прежнему, а тебя не было всего несколько недель.

Беседовала Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото  из архива Александра Буевского

Последние новости

Власть

Услышьте это все. Александр Лукашенко ознакомился с мероприятиями проверки боеготовности соединений и воинских частей в Ошмянском районе

29 марта 2024
Власть

Сергеенко и ряд других руководителей освобождены от прежних должностей в связи с переходом на выборные должности

29 марта 2024
Культура

АФИША ВЫХОДНОГО ДНЯ. Куда сходить и что посмотреть в ближайшие выходные

29 марта 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Дважды герой Советского Союза Степан Шутов

29 марта 2024
Общество

ЦИК Беларуси зарегистрировал 56 кандидатов в члены Совета Республики

29 марта 2024
Актуально

Министерство спорта и туризма проводит правовой мониторинг

29 марта 2024
Актуально

День правового просвещения и личный прием граждан прошел в Глусском УКП «Жилкомхоз»

28 марта 2024
Власть

Лукашенко: всякая финансовая деятельность должна быть подчинена интересам экономики

28 марта 2024
Год качества

В честь 100-летия Глусского района на территории детского сада № 4 Глуска заложили сосновую аллею

28 марта 2024
АПК

Галоўнае — захаваць маладняк. На семінары-нарадзе, які прайшоў у Глусскім раёне, разглядалі тэхналагічныя аспекты захаванасці і вырошчвання маладняку буйной рагатай жывёлы

28 марта 2024

Рекомендуем

Актуально

К 100-летию Глусского района объявлен конкурс на лучший логотип. Положение о проведении районного конкурса

20 марта 2024
Культура

Семья Дербеевых представит Глусский район в конкурсе “Семья года”

20 марта 2024
Общество

Торжественное мероприятие ко Дню работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства состоялось в Глуске

22 марта 2024
Общество

Планы у дорожников большие. Интервью с начальником Глусского ДРСУ-213 Иваном Радько

21 марта 2024
Общество

Так в РОВД заведено. На заслуженный отдых проводили первого заместителя начальника Глусского райотдела

26 марта 2024
Общество

Александр Багель выдвинут кандидатом в члены Совета Республики от Глусского района

22 марта 2024
Год качества

Республиканская добровольная акция «Адновім лясы разам!» проходит в Глусском районе

25 марта 2024
Культура

Масленицу ярко и познавательно отметили глусские гимназисты

18 марта 2024