Наши уважаемые читатели!
У православных христиан продолжается Рождественский пост — время, когда молитвой, смирением, добрыми делами, воздержанием и покаянием мы готовим свое сердце к принятию великой тайны и великой радости Боговоплощения. Мы постарались, чтобы материалы, подобранные для «Неугасимой лампады», помогли вам в соблюдении поста телесного (материал «К вашему столу»), поспособствовали полезным духовным размышлениям (рубрика «притчи»), дали ответы на некоторые непростые, но очень важные вопросы: как и за кого молиться (рассуждения игумена Нектария, которые нашли на сайте Православие.Ru).
Молитва за ближнего
Редко ли бывает так, что мы даем обещания, а потом ломаем голову, как бы нам половчее их исполнить, чтобы не прослыть (да и не оказаться на самом деле) легкомысленными пустословами и хуже того — обманщиками? Кажется, очень часто. Случается это в основном тогда, когда мы относимся к чьей-либо просьбе с изрядной долей легкомыслия, даже не вслушиваясь подчас по-настоящему в то, что от нас требуется или хотя бы ожидается.
И вот удивительно: нередко подобную же ситуацию можно наблюдать, когда не о чем-то сверхсложном или до крайности необычном идет речь, а когда просят нас о вещи простой и естественной: помолиться. Просят, и мы тотчас же с готовностью восклицаем:
— Конечно! Обязательно помолюсь!
А потом… А потом человек идет в храм и задает священнику вопрос: как это сделать?
И вот действительно — как? Поминать просившего о молитве утром и вечером, полагать за него поклоны, читать акафисты и каноны, присоединять прошения о нем к чтению Псалтири и Евангелия, подавать записки на проскомидию, на молебен, заказывать сорокоуст?
Мне кажется, что этот вопрос сродни другому вопросу: как определить меру своего участия, когда меня просят о помощи делом или, например, деньгами? И ответ на него складывается из тех же самых составляющих: участвовать (молиться) надо по мере необходимости, по мере своего усердия, по мере возможностей, по степени близости нам человека, о котором идет речь, и, конечно же, по мере любви, которая живет в нашем сердце. И обязательно — с рассуждением.
По внешнему выражению своему и по продолжительности молитва может быть очень разной, главное — она не должна быть формальной, должна идти от сердца и совершаться с пониманием, о ком и о чем мы Господа просим. Есть у преподобного Силуана Афонского такие слова: «Молиться за людей — что кровь проливать». И это не только в том смысле, что молящийся чувствует боль другого человека, как свою собственную, сопереживает, сострадает ему. Молящийся должен быть готов к тому, чтобы взять на себя какую-то часть того груза, который несет другой человек, понести его тяготу, разделить его скорбь: таков закон духовного восприятия, о котором говорит преподобный Марк Подвижник. Он объясняет, что восприятие это бывает двояким — невольным и вольным. Когда мы осуждаем человека, когда причиняем ему зло, то Господь попускает нам принять на себя какую-то часть его искушений и неприятностей. Когда же, напротив, любим человека и молимся о нем, то Бог, усматривая в нас готовность к самопожертвованию ради ближнего, дает нам спострадать с ним.
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас — и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Но это, безусловно, в большей степени касается ситуаций, когда о молитве просит нас не очень хорошо знакомый нам человек. Другое дело, когда мы говорим о ком-то по-настоящему близком, о том, кого мы любим, с кем нас связывают узы дружбы, особенно если этот дорогой для нас человек попал в беду или тяжело заболел. Тут необходим труд совсем другого порядка: и просто усердная молитва, и акафисты, и каноны, и Евангелие с Псалтирью, и поминовение за богослужением.
Ну и, конечно, то же самое можно сказать и о молитве за тех наших близких, которые погибают, не в силах совладать со своими страстями, которые не могут справиться с алкогольной или наркотической зависимостью, проигрывают где-то последние деньги, живут греховно, распутно. Здесь можно и нужно либо вымолить их, «вытащить» на себе, либо, как выражался один подвижник, хотя бы стертые поклонами колени Господу показать. А искушения, которые придется при этом потерпеть… что ж, они должны быть — мужественное перенесение их делает нашу молитву гораздо сильней, наше мужество доказывает, что мы, и правда, любим, а молитва, сопровождаемая любовью, творит чудеса.
Конечно, рассуждая о молитве за ближних, я отдаю себе отчет в том, что готовых, раз и навсегда определенных «рецептов» в отношении ее быть не может: жизнь — живая, и любые правила очень часто требуют определенной корректировки. Но молиться обязательно надо. И если понимать как, то труд этот и легче подъемлется, и пользы больше приносит — и ближним, и нам самим.
Игумен Нектарий (Морозов)
К вашему столу
Постные галушки
1. Из просеянной муки, кипяченой охлажденной воды и соли замесите тесто.
2. Тесто разделите на кусочки и скатайте в колбаски, каждую колбаску порежьте на кусочки.
3. Галушки можно варить в кипящей подсоленной воде, а можно обжарить на масле в сковороде. Итак, в сковороду влейте масло, разогрейте его на средне-быстром огне, обжарьте галушки с двух сторон до золотистого цвета.
4. Зелень промойте, просушите на бумажном полотенце и нарубите. В конце жарки добавьте измельченную зелень к галушкам. Можно их приправить жареным луком, морковочкой.
Очень вкусно подать такие галушки к супу или бульону. Тесто для постных галушек можно приготовить впрок и хранить в холодильнике до 3 дней.
Пирожки с картошкой
Ингредиенты: мука — 4 стакана,
масло растительное — 1 стакан (половина — в тесто, половина — для жарки пирожков),
соль — 1 чайная ложка,
дрожжи сухие — 5 граммов,
вода теплая — 1 стакан,
картофель — 500 граммов,
лук репчатый — 1 штука.
Смешать муку, сухие дрожжи, половину чайной ложки соли, добавить масло и теплую воду. Замешать тесто, сформировать шар, оставить в теплом месте под полотенцем на 1 час. Затем еще раз обмять тесто — и еще на полчаса под полотенцем. Подошедшее тесто скатываем в колбаску, которую разрезаем на кусочки равного размера, каждый кусочек раскатываем в лепешку.
Начинка: картофель отвариваем в подсоленной воде и делаем пюре. Репчатый лук мелко нарезаем, поджариваем и добавляем к картофельному пюре.
На лепешки теста выкладываем небольшое количество начинки, залепляем края, формируем пирожки. Обжариваем пирожки в растительном масле до золотистой корочки с двух сторон.
Приятного аппетита!