Темы

ВИЧ — инфекция, которой можно управлять

Если контролировать вирус, можно долго жить, трудиться и родить здорового ребенка

За последние двадцать лет представления медиков о вирусе иммунодефицита человека серьезно изменились. А общества? Накануне Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается ежегодно 1 декабря, корреспондент «Гомельской правды» побеседовала об этом с врачом-эпидемиологом областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Иваном МАКИШЕЙ.

Уверены, и читателям Глусского района, граничащего с Октябрьским, который на Гомельщине — один из лидеров по распространенности ВИЧ, 267 случаев (как, впрочем, и соседние Бобруйск и Осиповичи в Могилёвской области), будет полезно почитать эту публикацию.   

Предрассудки страшнее диагноза

На Гомельщине ВИЧ поселился примерно 30 лет назад. Это были единичные, в основном «завозные» случаи — командированные и туристы вместе с заморскими сувенирами порой прихватывали экзотический вирус. Тревогу врачи забили в 1996 году, когда в Светлогорске, Жлобине и Октябрьском за короткий срок выявили около тысячи ВИЧ-инфицированных. В черные списки попали колющиеся наркоманы.

Тогда-то и появились плакаты «СПИД — чума ХХ века», «Смерть на конце иглы», «Мальчик Петя хотел быть космонавтом, но умер от СПИДа». Недостаток информации с лихвой восполняли домыслы. Нас, школьников, пугали жуткими плакатами и последствиями иммунодефицита. «Мол, достаточно простуды, чтобы умереть». К людям с ВИЧ относились как к прокаженным. СПИД стойко ассоциировался с наркоманами и проститутками. Пишу об этом, поскольку полученные в детстве представления хорошо врезались в память. Скажу больше, изменяться начали недавно — когда стала общаться с врачами и специалистами по проблеме ВИЧ, больше узнавать о вирусе. Для себя отметила, что об инфекции перестали говорить со страхом или зловещим выражением лица. Отношение стало спокойным, открытым, толерантным. Сегодня любой желающий может получить достаточно информации о заболевании, для чего в Гомеле и крупных районных центрах работают консультативно-диспансерные кабинеты. Почему вирус больше не сравнивают с чумой, а больных принципиально не называют жертвами?

— Действительно, принимаются меры, чтобы снизить стигму, исключить дискриминацию ВИЧ-положительных, — отметил Иван Макиша. — Важную роль в этом, конечно, играют СМИ. Диагноз, как клеймо, мешает пациенту получать лечение. Чем больше людей узнают, что у них ВИЧ, и будут следовать назначениям врачей, принимать препараты, тем меньше будет вируса в крови. Тем меньшую опасность они будут представлять для своих близких. Даже при каких-то внештатных ситуациях, сексуальных контактах, риск заражения снизится до минимума.

Однако до сих пор многие боятся, скрывают свой диагноз. Доходит до того, что прячут таблетки от родных и коллег, хранят в багажнике авто. Стесняются принимать, тем самым нарушают режим. Не хотят обращаться лишний раз в поликлинику, инфекционный кабинет, якобы там все сразу всё поймут.

А есть ли вирус?

ВИЧ-инфекция — такое же заболевание, как гепатит или онкология, которые могут привести к летальному исходу. Однако прием препаратов позволяет контролировать вирус иммунодефицита, подчеркивает врач-эпидемиолог. Сейчас принято считать, что лечение не ограничивает продолжительность жизни, не мешает трудиться, позволяет родить здорового ребенка. Риск передачи от матери к малышу меньше 2 %. В эти проценты попадают в основном мамы, которые не становятся на учет по беременности, не принимают лекарства.

С начала года на Гомельщине ВИЧ выявили у 33 беременных.

Известно, что все пациенты, нуждающиеся в антиретровирусной терапии, в нашей стране получают препараты бесплатно. Но насколько эффективно лечение?

— Нужно отметить, что против вирусных инфекций диапазон средств ограничен, — говорит Иван Макиша. — Тот же грипп не особо лечат. Вирус отличается от бактерий тем, что живет внутри клетки. Убить вирус, значит, убить живой организм. Препараты не дают ВИЧ размножаться и заражать новые клетки. Лечение считается эффективным, когда вирус практически не определяется в крови. У человека за несколько месяцев восстанавливается иммунитет.

Бывают случаи, что человек не хочет признавать, что у него вирус, отказывается от приема препаратов, говорит: «Я не верю в ВИЧ».

— А он существует? — задаю встречный вопрос.

— Скрининговые исследования определяют антитела к вирусу. В дальнейшем человеку назначают обследование методом полимеразной цепной реакции (ПРЦ) и определяют количество вируса в крови. В Минске есть лаборатория, где могут сравнить генетический код ВИЧ, определить идентичность: заражены ли два человека одинаковым субтипом вируса или разными. Бытовой пример, у мужа и жены диагностировали ВИЧ. Однако он мог заразиться в командировке, она — при случайной связи. Нередко диагностику по субтипу используют в уголовных делах, ведь наказание за заражение ВИЧ никто не отменял. К слову, момент добровольной связи в нашем Уголовном кодексе не оговорен, в отличие от российского.

Среди тех, кто в обязательном порядке проходит проверку на ВИЧ, не только беременные, но и доноры, медработники, которые контактируют с кровью, граждане, выезжающие на работу за границу и получающие вид на жительство.

Врачи-консультанты нередко сталкиваются с заблуждением пациентов, которые уверены, что ежегодный профосмотр включает диагностику на ВИЧ. К примеру, один мужчина был крайне удивлен, что партнерша инфицирована: «Она же продавец, их же проверяют!» Нужно понимать, что ВИЧ — не сифилис, который передается в том числе бытовым путем. Вирус живет в крови, спинномозговой жидкости, выделениях половых органов, грудном молоке. Поэтому заразиться в быту, на работе, при дружеских контактах практически невозможно.

— Недавно спорила с подругой насчет рисков в детсаду, если в группе есть малыш с ВИЧ. Убеждала ее, что для других ребят опасности заразиться нет.

Совершенно верно. Считается, что для инфицирования должно попасть заметное количество крови на открытую рану. С кровью передается много инфекций, теми же гепатитами заразиться проще, чем ВИЧ. Но, безусловно, детей нужно учить безопасному поведению — не драться, не кусаться.

Даже при уколе инъекционной иглой риск заразиться ВИЧ примерно 0,3 %. То же самое и с лезвиями, измазанными кровью предметами. Вирус не настолько стоек, чтобы долго сохраняться на открытом воздухе, инфицирующей дозы не будет. При попадании крови на кожу в целях профилактики это место нужно промыть с мылом, протереть доступным антисептиком (водкой, спиртом), через три месяца пройти тест на ВИЧ. Сдать кровь можно в любой поликлинике или в ЦГЭиОЗ. Добровольное исследование бесплатно, если нужна справка — платно. Обязательно обследуйтесь, если были рискованные ситуации, случайные сексуальные контакты.

Интересный факт — некоторые люди и вовсе невосприимчивы к ВИЧ. Гомельским врачам известны случаи, когда пары живут вместе, и один из партнеров не заражается. Из-за мутаций вирус не может прикрепиться к клетке. К слову, в мире большой процент счастливчиков среди европейцев. Некоторые ученые связывают это с эпидемиями чумы — мутация развилась у потомков тех, кто выжил в эпидемии.

ПерВИЧноположительный

С точки зрения обывателя, проще купить в аптеке экспресс-тест на ВИЧ и быстро узнать свой статус. Почему они не продаются, интересуюсь у специалиста.

— Нам важно выявить все случаи и дать лечение. Нельзя с уверенностью сказать, что человек, который дома диагностирует у себя вирус, завтра придет к врачам и будет настроен на лечение. Кто-то может замкнуться, неадекватно отреагировать. Врачи просто потеряют некоторое число пациентов. Да и по одному тесту диагноз не ставят. Если первый результат положительный, тест на ВИЧ повторяют, кровь исследуют дважды разными методами. Обязательно после положительного результата теста человек идет к врачу-инфекционисту или эпидемиологу, где ему все разъяснят. Возможны и ложноположительные результаты.

К слову, за 10 месяцев года наша лаборатория диагностики ВИЧ/СПИД выполнила почти 70 тысяч исследований, из них начальный скрининг — около 49 тысяч. Первично-положительной была 1 281 проба.

За последние десять лет «расстановка сил» среди ВИЧ-положительных радикально изменилась. Погоду делают не потребители инъекционных наркотиков (их всего 5 %), а рабочий класс (40 %), гастарбайтеры, домохозяйки. Учитывая, что лидирует половой путь заражения, вирус рискуют подхватить все, кто практикует незащищенный секс. Приличная внешность еще не гарантирует безопасность.

Заразить могут люди, которым мы доверяли или с кем поддались мимолетной страсти, — поясняет врач-эпидемиолог.  У многих, кто приходит на консультацию, устаревшие представления: «Доктор, я же не гуляла, не кололась, почему мне досталось?»

Тенденция последних лет такова, что в число заразившихся чаще попадают мужчины под 40 и девушки в возрасте от 20 до 29 лет. Врачи связывают это с кризисом среднего возраста у мужчин, когда те начинают искать новые впечатления.

Современная молодежь достаточно подкована в вопросах ВИЧ. Но многие взрослые до сих пор живут представлениями, которые почерпнули из газет «времен очаковских и покоренья Крыма». Ошибочно думают, что проблема их не коснется. Некоторые и вовсе враждебно настроены к носителям вируса. Считают, что их нужно изолировать. Однако к людям с ВИЧ нужно относиться, как к любым другим пациентам с хроническим заболеванием: онкологией, диабетом или гепатитом. Сегодня на Гомельщине проживают примерно 6,2 тысячи людей с ВИЧ-положительным статусом. Но это лишь выявленные случаи, цифру можно спокойно удвоить. Принимают препараты 2 900 человек. Кто-то отказывается, другие пока не нуждаются. Порой несколько лет можно обходиться без лечения, просто наблюдаясь у врача. У здорового человека 1 000 — 1 200 иммунных клеток на миллилитр крови. Антиретровирусные препараты назначаются, когда их количество снижается до 350. Даже на стадии СПИД не всё потеряно. 

— Если мы сформируем в обществе позицию, что ВИЧ — очередное хроническое заболевание, не получим ли обратный эффект — народ расслабится?

Хочется, чтобы люди поняли, что ВИЧ — инфекция, которой можно управлять, — отметил Иван Макиша. — Это не грипп, когда от тебя ничего не зависит, рядом с тобой чихнули, а ты заразился. Знания и ответственное поведение — самые доступные меры защиты от ВИЧ. Доверие к партнеру должно быть обоснованным.

Алёна ЕПИШЕВА, gp.by

По информации врача-инфекциониста Мальвины Соломко, в Глусской поликлинике наблюдается 20 ВИЧ-инфицированных пациентов. Два человека находятся в стадии СПИД, 1 — в стадии пре-СПИД. Из 20 наблюдаемых 13 женщин и 7 мужчин. 12 человек — сельские жители, 8 — живут в райцентре. Старше 35 лет 12 ВИЧ-инфицированных, 7 человек в возрасте 30 — 35 лет, одному нет 29 лет. Все люди заразились в результате незащищенных половых контактов.

С 1987 года в Глусском районе выявлено 35 ВИЧ-инфицированных жителей, 8 из них уже умерло, семеро переехали в другие районы. В 2015 году на диспансерный учет взяты 7 человек.

Последние новости

АПК

Корманарыхтоўка — адказны этап

12 мая 2025
Читать новость
Общество

Статистический обзор ко Дню семьи

12 мая 2025
Читать новость
Власть

Активизироваться в экономике. Лукашенко о главной задаче в сотрудничестве с Вьетнамом

12 мая 2025
Читать новость
Происшествия

В деревне Городок сгорел жилой дом

12 мая 2025
Читать новость
Актуально

Не станьте жертвой телефонных мошенников

12 мая 2025
Читать новость
Власть

День Победы в двух столицах, откровенные заявления, марафон встреч и музей народных достижений. Итоги недели Президента

12 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем