В Богоявленском храме в день Богоявления
Всякий раз, когда бываю на Крещение в храме, дух замирает и от того глубокого духовного смысла, который несет в себе этот праздник, и от той силы духа и смелости, которая обнаруживается во многих из тех, кто, следуя народной традиции, окунается в крещенской проруби, утверждая тем самым свою веру и решимость следовать за Христом. Все иные мотивы — скорее всего, суетны и напрасны.
По-другому крещенская прорубь называется иорданью. Это от того, что в водах реки Иордан принял крещение Господь Иисус Христос в возрасте 30 лет. В тот день явственно явило Себя миру Триединое Божество: Бог Сын крестился в водах Иордана, Бог Дух Святой сходил на Него с небес в виде голубя, Бог Отец свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Вот почему праздник Крещения зовется еще Богоявлением.
Именно в честь этого двунадесятого праздника освящен православный храм в Глуске, он называется Свято-Богоявленским, а значит, в этот день отмечает еще и свой престольный праздник. По этой причине на протяжении нескольких последних лет на Крещение Господне праздничную литургию в храме с клиром епархии служит епископ Бобруйский и Быховский Серафим.
В этом году, как и всегда, в храме собралось много людей — для общей молитвы, для того, чтобы услышать пастырское наставление Владыки, чтобы взять и унести домой крещенской воды, которая является великой святыней. Благочестивые люди хранят крещенскую воду в течение всего года, употребляют ее в небольшом количестве по утрам натощак, как правило, вместе с кусочком просфоры. Крещенская вода является также особо благодатным средством для освящения домов, поэтому многие стараются окропить ею свое жилище, рабочее помещение. Такое окропление призывает особую благодать Божию, оздоровляя, если так можно сказать, внутреннюю духовную атмосферу.
В этом году крестный ход был совершен на водоем, устроенный прямо в церковном дворе. Во льду там была вырезана прорубь, оборудован спуск к ней, воду освятили в церкви, а затем и в проруби — «на Иордане», опуская в нее крест, после чего верующие могли окунаться. (Их безопасность обеспечивали спасатели и медики). Надо сказать, что желающих последовать этой благочестивой традиции, относительно прошлых лет, было немного. Значительно больше людей собралось на берегу: кого-то привел банальный интерес, а кто-то, возможно, пришел вдохновиться примером других, чтобы в будущем и самому собраться с духом и с силами и тоже совершить окунание в крещенской проруби. И, конечно же, все, кто был в храме и в день Крещенского сочельника, и на Крещение (православные, католики, староверы), брали воду, жертвовали на храм, поздравляли друг друга с праздником.
Татьяна ЛУКАШЕВИЧ
Фото автора,
Лилии ХАРЛАНЧУК и с сайта hram.by