Хореограф Снежана Коржнёва
Наверное, не найдется в нашем районе человека, который бы ни разу не видел, как зажигательно танцует детский образцовый хореографический коллектив «Вясёлка» Глусской детской школы искусств. Его номера — настоящее украшение любого праздника. Красивые костюмы, синхронные движения, улыбки на лицах и задор в глазах — все это делает выступления незабываемыми и яркими. Но зрители видят лишь конечный результат. Кто же за этим стоит? В школе искусств работают три хореографа: Марина Рудобелец, Татьяна Митрофанова и Снежана Коржнёва, она самый опытный педагог, преподает вот уже 21 год. Именно под ее руководством коллектив «Вясёлка» в 2006 году получил звание образцового и на протяжении десяти лет каждые четыре года подтверждает его. Снежана Коржнёва рассказала об особенностях своей работы и всего отделения хореографии.
— Снежана Михайловна, почему все-таки хореография?
— Вообще, меня в детстве привлекал балет. Заниматься же танцами начала довольно поздно, наверное, лет в 13. Моим первым педагогом стала Людмила Тимофеевна Дробова, именно она увлекла меня этим видом искусства. Потом была экскурсия в Могилёвское культпросветучилище имени Крупской (теперь это Могилёвский государственный колледж искусств). Мне там очень понравилось, особенно отделение хореографии, и я просто загорелась идеей поступить туда. Окончила училище в 1995 году и сразу же пришла работать в Глусскую детскую школу искусств.
— Думаю, вы прекрасно помните свой первый набор.
— Помню, конечно же. Отделение хореографии только появилось и вызвало интерес у многих, поэтому в начале учебного года учиться танцам пришло порядка 50 детей. Думаю, мало кто из них тогда понимал, что придется много работать, повторять у станка сотню и более раз одно и то же движение. Это же не танцевальный кружок — это школа: здесь требования другие, за работу на уроках ставят оценки. Поэтому потихоньку мои ученики стали отсеиваться, и к концу обучения из двух групп осталась одна — человек десять. Сейчас же бывает по-разному. Некоторые группы остаются в полном составе до конца. Бывает, дети начинают учиться танцам, но потом решают, что это не для них, и переходят на театральное отделение либо музыкальное. Иногда просто уходят, понимают, что учеба в школе искусств — это не веселое времяпрепровождение.
— В каком жанре вам больше нравится работать?
— Вообще, мы должны работать и работаем с детьми в разных направлениях: классический, народный, современный танец, а музыку внутри каждого подбираем по своему вкусу. В результате получается такая своеобразная радуга жанров. Именно поэтому мы и назвали наш коллектив «Вясёлка». Что же до моих личных предпочтений, то мне ближе народные танцы.
— А есть ли какой-то принцип отбора детей, всех ли принимаете?
— У нас нет строгого отбора по физическим данным, принимаем всех, у кого есть желание заниматься. Что же до возраста, то к нам поступают дети с 6—7 лет.
— В основном к вам приходят девочки, мальчиков, видимо, не хватает?
— Да, это проблема. Знаете, у многих родителей есть предубеждение: мальчик должен идти в спорт, а девочка на танцы. Сейчас на нашем отделении занимаются только десять мальчиков. Надеемся, что все они останутся до конца обучения, потому что основываться на постановках, где одни девочки, и тяжело, и неинтересно.
— Чтобы добиться результатов, у ваших учеников должны быть…
— Трудолюбие, терпение, целеустремленность и огромное желание заниматься. Глаза должны гореть!
— Где вы находите идеи?
— По-разному бывает. Хореография за последние 20 лет изменилась достаточно сильно, поэтому, чтобы заинтересовать детей, приходится постоянно учиться самому. Этому способствуют семинары, курсы повышения квалификации, интернет и, конечно же, конкурсы. Даже у детей можно «подсмотреть» какие-то движения. В общем, всегда находишься в творческом поиске.
— Сами справляетесь с подготовкой к конкурсам?
— Есть такое выражение: «Одна голова хорошо, а две лучше!». Особенно это чувствуется, когда объем работы большой. Вот, например, на один из недавних конкурсов мы готовили две постановки «Ты мой Ясь» и «Четыре двора», в которых задействовано 32 человека. Работали вместе с Мариной Рудобелец. Она занималась с одной группой, я — со второй. Совместная работа очень важна, ведь со стороны лучше видны недочеты. Мы не стесняемся спрашивать друг у друга, что-то подсказывать, ведь свой глаз, как говорят, замыливается, и ты уже не видишь того, что видят другие.
— Не последнюю роль в успехе танца играют костюмы. Кто их придумывает, шьет?
— Костюмы — тоже результат поиска и коллективного труда. Сначала ищем в книгах и в интернете подходящие модели, потом дорабатываем их «под себя», раз двадцать перерисовываем, до хрипоты с другими хореографами и нашим костюмером Ириной Янушевской обсуждаем детали (ведь хочется сделать так, чтобы костюм был эксклюзивным). После этого, когда эскиз всем нравится, заказываем костюмы в «Глусских Бытуслугах».
Как вы понимаете, новые костюмы — удовольствие не из дешевых. Цены растут, растут и расходы. Например, в этом году на костюмы было запланировано потратить 17 миллионов, но мы использовали уже даже сверх этой суммы. Конечно, что-то приобретаем за счет платных услуг, помогает и руководство района. Но отдельную благодарность хочется выразить родителям наших учеников, ведь многие наряды оплатили именно они. В этом учебном году родительским комитетом было приобретено 32 пары обуви, 24 футболки и материал для пошива брюк.
— Какие качества характера и способности вам помогают в работе и как к вам относятся дети?
— Во-первых, творчество, строгость (в меру) и, конечно же, любовь к детям и своему делу. Во-вторых, умение перевоплощаться: пока не представишь себя куклой (лягушкой, матрешкой, паучком и так далее), с места танец не сдвинется. А как дети относятся? И как к педагогу, и как к подруге, и как к маме. Вот приходишь в класс — и они бегут к тебе обниматься, рассказывают, что с ними произошло за день. Начинаешь занятия — и в классе дисциплина и порядок, все слушают внимательно и понимают с полуслова.
Во время выступления я люблю смотреть из-за кулис, как реагирует зал. Если у зрителей на лицах улыбки, то это лучшая награда. Приятно и когда родители подходят, благодарят, говорят, что все было красиво и замечательно.
— Ну и в конце нашего разговора хотелось бы узнать, кто из ваших учеников пошел по вашим стопам?
— Прекрасный пример — Марина Рудобелец и Татьяна Митрофанова. В недалеком прошлом они мои бывшие ученицы, а сейчас — коллеги. Еще Юля Горбунович — она преподает хореографию в педагогическом колледже в Солигорске. Сейчас профессию хореографа постигают Лера Козлова, Валерия Ерёменко и Дина Громыко. В этом году к нам привели своих детей мои бывшие выпускники. Получается, уже второе поколение учить буду.
Лилия ХАРЛАНЧУК
Фото Сергея РУДИНСКОГО