Темы

Диагноз неутешительный, или О поведении некоторых пациентов в стенах больниц и поликлиник

О «плохих» врачах, фельдшерах, медсестрах  мне приходилось слышать не раз: как правило, у кого-то из собеседников, если затрагивалась такая тема, в запасе всегда находилась история о невнимательности, равнодушии, некомпетентности того или иного медработника. Но я понимаю, что у каждой медали — две стороны, и хорошо знаю, что мы большие мастера предъявлять другим такие требования, которым очень редко соответствуем сами, как в плане профессиональных знаний и умений, так и в плане поведения, ведь ничто не делает нас в наших глазах такими белыми и пушистыми, как осознание чужих ошибок и просчетов.

К еще более внимательным размышлениям на тему «А судьи кто?» (в том плане, кто осуждает врачей) подтолкнула статья в «СБ.Беларусь сегодня» «Хроники пикирующего пациента», где сами же медики рассуждают о случае, когда врач во время приема ударил пациента, тот упал и умер. Было это в Белгороде. Белорусские врачи нисколько не оправдывают своего коллегу, но признаются, что и у них «уже почти сил не осталось выносить «воинствующих хамов» — пьяных, психически неуравновешенных и просто бескультурных пациентов, которые смотрят на людей в белых халатах, как на обслугу».

Поворот не то чтобы неожиданный, но интересный, он и привел меня к главному врачу Глусской центральной районной больницы Ирине Петровой, которую я попросила рассказать об отношении наших пациентов к нашим же медикам. Честно признаюсь: была надежда, что у нас потише и поспокойнее, все-таки провинция, но оказалось, что нет. Сначала Ирина Георгиевна привела ошеломляющую статистику по области. Оказывается, основным фактором производственного травматизма в здравоохранении  является действие третьих лиц: из 17 несчастных случаев, которые зарегистрированы в медучреждениях нашей области за 2011—2015 годы, 8 (а это 47 процентов от всех несчастных случаев) произошли именно из-за того, что травмы медикам нанесли другие люди. Кто? Как правило, их пациенты. Так, в прошлом году санитарке Могилёвской городской больницы скорой медицинской помощи удар ножом в голень нанес бездомный, который зашел погреться в приемное отделение и лежал на полу. И хотя полученная травма к тяжелым не относится, но она привела работницу к нетрудоспособности на 38 дней.  В 2014 году пациент Могилёвской областной больницы стойкой штатива ударил по голове заведующего отделением кардиореанимации. Доктор получил тяжелую травму, лечился пять месяцев! (число дней нетрудоспособности 152) и остался инвалидом, а область осталась без высококвалифицированного специалиста редкой специализации. Я не уточняла, работает ли врач сейчас, но даже если и работает, то после тяжелой травмы головы его отдача вряд ли такая же, как и раньше. Далее, телесные повреждения врачу-травматологу Могилёвской центральной поликлиники нанес обратившийся за оказанием медпомощи пациент (доктор затем неделю был на больничном), телесные повреждения фельдшеру Осиповичской районной больницы во время его дежурства нанес пациент прямо в машине скорой помощи и лишил его трудоспособности на 8 дней. Травмы здесь, как и в первом случае, не относятся к тяжелым, но ведь, кроме физического состояния, есть и психологическое, эмоциональное, душевное. Скажите, пожалуйста, вас давно били и ножом резали, не очень сильно, а так, в легкой степени? Если такого не было вовсе или было давно, то все равно, думаю, нетрудно представить себе, вспомнить ту самую душевную боль, обиду и страх за свои жизнь и здоровье.

Терпят боль и страх от «благодарных пациентов», оказывается, и глусские медики. В качестве примера Ирина Петрова привела случай, когда люди вызвали скорую помощь, а собаку не привязали. Когда фельдшер вошла во двор, пес бросился на нее и покусал. Женщине пришлось пройти курс прививок против бешенства. В этом году фельдшер одного из ФАПов разносила для продажи населению лекарства, делается это по графику, так что люди знают, когда придет медработник. В одном из дворов деревни Погост, когда медработник уже была на крыльце, на нее набросилась собака. Результат — разорванная большая сумка, которой женщина пыталась закрыться от зверя, и испорченное энное количество лекарственных средств, которые вывалились на землю из порванной сумки.  И еще — фельдшер так кричала, что услышали и выбежали соседи, но не те люди, во дворе которых разыгралась драма (они сидели дома и смотрели телевизор). Скажите, пожалуйста, в обоих приведенных случаях могли ли фельдшеры работать дальше? Могли ли они спокойно принимать пациентов и делать правильные назначения, выполнять процедуры (например, ставить уколы дрожащей рукой)? Что они пережили? Что они чувствовали?

А что чувствуют председатель и члены врачебно-консультативной комиссии и работники кабинета медосмотров, когда по состоянию здоровья пациента не могут ему выдать ту справку, то заключение, которое ему нужно? Это только в кино, когда врачебная комиссия говорит летчику, что он больше не может летать, тот, грустно улыбаясь и тая в себе боль от расставания с небом, благодарит медиков и тихо уходит. У нас, говорит Ирина Георгиевна, в себе ничего не таят: и ругаются бранными словами, и грозятся высшими инстанциями, и карточки в лицо бросают, и стулья переворачивают. А из-за чего? Из-за того, что своим нездоровым образом жизни себе же нагоняют давление, садят сердце и так далее. Между тем Министерством здравоохранения установлены четкие критерии, по каким можно выдать ту или иную справку или заключение, а по каким нельзя.

Не ограничивают нормами свое поведение и другие пациенты. Так, несколько месяцев назад в больницу ночью доставили нетрезвого пациента, кстати говоря, с милицией, видимо, после драки, вызвали для него медработника, чтобы сделать рентгеновский снимок. А он на какой-то «своей волне» стал бить кулаками в рентгеновский аппарат. Это очень дорогое и очень хорошее медицинское оборудование, стоит больше миллиарда рублей, есть далеко не во всех районных больницах, его обслуживание специалистами обходится больнице в десятки миллионов рублей, и тут пьяный дебошир просто разбивает его, давая таким образом выход своим эмоциям!

— Я не могу описать вам свои чувства и свое состояние, — говорит Ирина Георгиевна, — когда мне сообщили, что разбит наш новый рентгенаппарат. Я знаю, сколько он стоит, понимаю, что ни больница, ни район, ни даже область купить нам такой не смогут… К счастью, оказалось, что повреждения не очень сильные, ремонт обошелся в два миллиона сто тысяч. Но это мы узнали только через день, когда приехали специалисты и устранили неполадку. А, кроме того, все то время, что мы были в неведении относительно судьбы рентгеновского аппарата, нельзя было делать снимки другим пациентам, в том числе и в экстренных случаях. Виновный возместил ущерб в полном объеме, но всем понятно, что отремонтированный аппарат и аппарат, который не был испорчен, все-таки отличаются.

— А чего стоит поведение одного папаши, — продолжает разговор заместитель главного врача Жанна Нагорная, — который за то, что скорая к его ребенку приехала не в ту же минуту, поднялся на третий этаж больницы и помочился в лестничное пространство — прямо до первого этажа. В другом случае один из постоянных клиентов нарколога, тоже, видимо, недовольный качеством оказываемых ему бесплатных медицинских услуг, прямо на крыльце поликлиники справил большую и малую нужду. Мы от имени администрации писали заявление в милицию, но наказали хулигана или нет, не знаем.

— Да, пьяные люди — это отдельный разговор, — продолжает Ирина Петрова. — И как пациенты, и как посетители они хамят, оскорбляют медработников, ругаются, угрожают, в том числе и физической расправой. Недавно пациент на полном серьезе требовал у меня объяснения, на каком основании у него забрали спиртное, которое он распивал прямо в отделении. А был и такой случай, когда мать вместе с едой под видом компота передала сыну в палату интенсивной терапии вино. Наш работник даже помогла ему открыть бутылку, а когда открыла, сама себе не поверила. О чем думала мать, делая такое, представить невозможно. А если бы мужчина умер, ведь алкоголь с лекарствами несовместим, то обвинила бы во всем нас: мы плохие, недосмотрели.

— Когда я начинала работать, — говорит Жанна Константиновна, — если скорая привозила немного выпившего человека, то ему было и стыдно, и неудобно, он просил, чтоб не сообщали на работу, извинялся, что так вышло. Сейчас же это самые буйные и требовательные пациенты, они лучше врача знают, что делать, и именно им медицина должна больше всего. Раньше, когда курившие за больницей мужчины видели белый халат, тут же прятали сигареты. Сейчас и мужчины, и женщины курят в открытую, а мы, честно признаюсь, и замечания не делаем — боимся очередной порции ругательств и оскорблений. Вот так меняются времена и нравы.

Честно признаюсь и я, что после этих примеров разговор о том, что посетители в больнице не придерживаются часов посещений, что в палату, где лежит их больной родственник, заходят чуть ли не всей родней, включая   детей, в верхней одежде садятся на кровать, громко разговаривают, не обращая внимания на то, что здесь же лежат другие больные, которым совсем не хочется слышать все местные новости в подробностях, потому что им плохо и нужен покой, — показался мне совсем уж невинным замечанием: ну подумаешь, невоспитанные люди, всего делов-то. Хотя подумать, и подумать серьезно, надо. Если мы сами невоспитанные, не соблюдаем правил и установленного порядка, позволяем себе вольности по отношению к медицинским работникам и даже не замечаем этого, то почему к ним так требовательны и придирчивы? Потому что речь идет о нашем собственном здоровье? А как же насчет здоровья и психологического состояния людей в белых халатах? Давайте подумаем о нем хотя бы в той связи, что от этого зависит, какое решение примет тот же врач, оставшись наедине с нами и нашей болезнью: правильное или ошибочное. Медики говорят, что успех лечения зависит от того, на чью сторону станет больной, с кем он объединится, с врачом или болезнью. Может, и вправду стоит научиться выбирать себе правильных союзников: врачей, а не болезни, культуру, а не хамство. И не будем путать почти всегда уместную принципиальность с нахальством, оно недопустимо.

В конце нашего разговора и Ирина Георгиевна, и Жанна Константиновна почти в один голос сказали, что хороших пациентов все-таки больше, просто добро, как правило, тихое, а грубость всегда оставляет следы, в том числе и в памяти.

Татьяна ЛУКАШЕВИЧ

Последние новости

Культура

Экскурсия глусских «арт-крошек»

20 апреля 2024
Актуально

В рамках акции Госэнергогазнадзор бесплатно проведет обследование вашего дома

20 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла сегодня в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

Первое заседание VII ВНС состоится 24—25 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Продлили контракт на правовом приеме! Какие еще проблемы помог решить профсоюз?

19 апреля 2024
Культура

Выставка работ учащихся Центра творчества Глуска открылась в районном музее

19 апреля 2024
Общество

Республиканский субботник пройдет в Беларуси 20 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Отсрочки, штрафы и СМС‑повестки — о каких новациях нужно знать будущим призывникам

19 апреля 2024
Общество

Ремонт в городской бане Глуска

18 апреля 2024
Актуально

На территории Глусского района проходит специальная программа «Допинг»

18 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

В Глусском районе проверили готовность лесной охраны к пожароопасному периоду

7 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

9 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024