Темы

Настойчивое предложение, или Так ли нужны нашим стеклопакетам диагностика и обслуживание?

Сначала работники редакции выслушали эмоциональный рассказ одной из коллег. Суть в том, что вечером на ее домашний телефон позвонила милая девушка, объяснившая, что в Беларуси создается некий единый сервисный центр по обслуживанию пластиковых окон. Если, мол, желаете, к вам сегодня же подойдет мастер и совершенно бесплатно проведет диагностику стеклопакетов, оставит координаты фирмы, и в случае необходимости туда можно будет обратиться. Ключевое слово здесь было «бесплатно», и коллега решила: пусть приходит!

Представительный молодой человек в стеклопакетах, до этого в принципе и не беспокоивших, обнаружил столько требующих немедленного устранения недостатков, что сумма предполагаемого ремонта вырисовывалась довольно внушительная. Тут же нашелся альтернативный вариант: мастер (довольно навязчиво) стал предлагать заключить с их фирмой контракт на пятилетнее обслуживание. Условие таково: договор на энную сумму заключаете — два раза в год приезжаем и ухаживаем за вашими окнами; решили подумать и не заключаете прямо сейчас — повторный визит мастера уже за деньги, плюс теряется право на скидку.

В общем-то, коллега была изначально настроена с ходу денег никаких не давать. Да и мысль возникла резонная: через полгода фирма закроется, и ищи-свищи их оставшиеся пять лет.  Поэтому, как ни уговаривал молодой человек подписать контракт или хотя бы сделать небольшой ремонт (дабы оценить, как неудобно было до и как хорошо стало после), как ни стращал случаями о том, что где у кого заклинило, заело и потребовало немереных расходов, как ни ссылался на то, что вот уже столько людей заключило этот контракт, — не поддалась. Наоборот, чем более настойчиво мастер предлагал услуги фирмы, тем больше сомнений это вызывало.

Сами понимаете, криминала никакого здесь нет. Да, навязывание услуг оказалось довольно агрессивным, да, цены на взгляд обывателя показались несколько завышенными (а что сейчас дешево?), но в принципе силком никто никого не заставлял подписывать документы. Однако такой прессинг со стороны представителя фирмы смутил, да и слишком его приемы работы напоминали те, которыми пользуются различные продавцы «самых фирменных» кастрюль или фильтров для воды. Поэтому на всякий случай коллега решила узнать, что это за новый сервисный центр, который создается на государственном уровне (как еще Министерством ЖКХ не прикрылись?), и почитать в интернете отзывы о фирме, указанной на визитке (между прочим, никаких УНН и УНП — обязательных реквизитов для официально зарегистрированных организаций — там не было).

Мда! Первая же найденная информация оказалась более чем впечатляющей, так как это был рассказ человека, работавшего в фирме с таким же названием. Без ложного стеснения он пояснял, что главная цель «оконного сервиса» — зарабатывание денег на продажах своих услуг в несколько раз дороже рыночных либо попросту ненужных. Отзывы и комментарии от людей, которых навещали представители фирмы по обслуживанию окон, только подтвердили опасения моей коллеги: где-то «развели» бабушку на энную сумму, кого-то напористо уговорили подписать контракт, а затем выставили очень даже немаленький счет за работу и все в таком же духе.

Рассказав все это, коллега предупредила: будут звонить — даже не соглашайтесь, чтобы приходили, потому что задурят голову, и сами не заметите. В разговоре выяснилось, что «оконный сервис» в Глуске развернулся вовсю, у многих нашлись знакомые и родственники, к которым уже звонили или приходили. Да не только в Глуске, в соседних Осиповичах, Кировске и других городах тоже. Обидно было услышать, что чаще всего на эту удочку попадаются пожилые люди, которых обмануть проще всего. Впрочем, на слова «скидка» и «бесплатно» готовы повестись не только старики. Тем более, чего отказываться, когда сами мастера вас нашли и сами придут, вот оно, полное обслуживание во всей красе.

Проблема, оказывается, настолько масштабная, что буквально недавно в республиканской «Народной газете» появилась статья с говорящим названием «Разводы на окнах». Вот что пишет корреспондент: «На горячую линию Минского общества потребителей тоже поступают звонки от граждан, которые сталкиваются с продавцами навязчивых услуг. Отстоять права клиенту сложнее, если он, разрешив сыграть на своем доверии, уже подписал договор.

— Сходу никогда не подписывайте бумаги, которые вам навязывают так называемые благодетели. А если уж решили дать согласие на работы, то хотя бы внимательно прочитайте документ, — советует заведующая юридическим сектором общественного объединения «Минское общество потребителей» Анна Кришань. — Как правило, работники таких организаций юридически подкованы, при составлении договора они заранее подстраховывают свои действия включением в договор пунктов, которые оправдают их действия в отношении предоплаты или задатка. А лучше всего не впускайте в дом мастеров, которых не вызывали. Даже если вам говорят «кодовые» для законопослушных граждан слова, что ремонт плановый, обязательный или согласованный с ЖЭСом, уточняйте название фирмы, сразу же спрашивайте, на каком сайте можно прочитать информацию о ней. Теряетесь, не знаете что ответить, но чувствуете неладное? Постарайтесь противостоять отработанным приемам — не позволяйте на себя давить, сворачивайте разговор, коротко ответив, что в услугах не нуждаетесь».

Некоторое время назад статья об «оконном сервисе» появилась и в бобруйском «Коммерческом курьере». Корреспонденты газеты побывали в офисе фирмы (этот же адрес был указан и на визитке, которую получила наша коллега), пообщались с бухгалтером. Она объяснила, что их организация действительно предлагает пятилетнее сервисное обслуживание, для этого подписываются договор и акт выполненных работ за оказание услуг в первое посещение, а также документ о сервисном обслуживании на пять лет — как гарантию того, что работники дважды в год будут производить сервисное обслуживание окон на протяжении этого срока.

Получив образцы этих документов, корреспонденты «Коммерческого курьера» попросили юриста прокомментировать данные бумаги: «— Это договор на выполнение единовременной услуги. В нем указано, что после внесения предоплаты клиентом подрядчик выполнит услугу в течение тридцати дней. Ни о каком пятилетнем регулярном сервисном обслуживании в договоре речи не идет, как и в акте выполненных работ, — объясняет адвокат юридической консультации Бобруйска Могилёвской областной коллегии адвокатов Павел Михайлович Дубовик. — В то же время бумага, на которой написано «Сервисное обслуживание 5 лет», никакой юридической силы не имеет. Актом выполненных работ она не является, то есть можно сказать, что верить этому документу — все равно, что верить подрядчику на слово.

Вот что советует Павел Михайлович при подписании подобных документов:

— в договоре должен быть указан срок его действия, а также возможность продления;

— обязательно настаивайте, чтобы в документы внесли конкретные виды планируемых работ;

— должна быть указана периодичность, с которой будет приходить мастер, если это договор на длительный срок».

Оговорюсь: речь идет о договорах, которые имели хождение в Бобруйске, вполне возможно, что наши «глусские», другие. Но, согласитесь, бдительность не помешает.

Корреспондент «Коммерческого курьера» поинтересо-валась также, как относятся к создавшейся ситуации «оконщики» с многолетним стажем работы. Вот такой комментарий дал заместитель директора частного предприятия «Макс Стайл» Юрий Щупок: «Я считаю, по вопросам обслуживания окон люди должны обращаться в ту фирму, которая эти окна устанавливала. Во-первых, потому что первые два-три года любой фирмой предоставляется бесплатное сервисное обслуживание… Гарантийный срок рассчитан именно на такой период времени по веской причине: после установки могут произойти некоторые зазоры из-за усадки окон в процессе использования. Выявляется это как раз в течение первых двух лет. И быстро устраняется! Происходит такое не всегда, а примерно в двадцати процентах случаев. Больше клиентам не о чем беспокоиться! В окнах ничего не нужно менять! Резинки прослужат и двадцать лет, и больше! Единственный совет по эксплуатации, который мы даем, — смазывать раз в полгода уплотнители обычным силиконовым спреем. Его можно купить в магазине для автолюбителей за 30—40 тысяч рублей. Сделать это сможет каждый самостоятельно».

К чему весь этот разговор? Ведь, повторюсь, криминала вроде никакого и нет, любая фирма имеет полное право предлагать свои услуги и устанавливать цены, какие захочет. Обвинять кого-то в этой ситуации в мошенничестве или незаконных действиях мы тоже не имеем права. Но, согласитесь, не должны мы с вами и безоговорочно верить всему и принимать все, даже если это подают нам на блюдечке. Тем более что выбор сейчас большой, поэтому давайте делать его сами, без давления со стороны. Так что будьте внимательны, особенно с теми, кому вы собираетесь платить деньги. Кстати, как мы узнали недавно, по такой же схеме стали работать еще и «потолочники».

Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Последние новости

Актуально

Где пьют — там и бьют. В Глусском районе прошла акция «Дом без насилия»

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

26 апреля 2024
Актуально

Запрашае Свята працы і вясны!

26 апреля 2024
Общество

Авария на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Актуально

Ещё больше товаров. Кредит от Беларусбанка

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
Актуально

Акция «Дом без насилия» в Глуске: скандалистов пока предупредили

26 апреля 2024
Актуально

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Общество

«Кожаный мяч» в Глуске. Новый сезон

25 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

ООО «БНБК-АГРО Глуск» приглашает на работу

16 апреля 2024
Происшествия

В Глусском районе на пожаре погиб человек

16 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024