Первые открытия маленьких умниц
Если обычное куриное яйцо поместить между двумя мобильными телефонами, которые находятся в режиме разговора, через пару часов оно… сварится. Честно признаюсь, сама таким высокотехнологичным способом готовки не пользовалась, но Максим Бердник, третьеклассник Заелицкой школы, утверждает, что дело обстоит именно так.
Максим вместе со своей учительницей Галиной Цагельник всесторонне изучил мобильный телефон с точки зрения пользы и вреда и представил свои заключения на районный фестиваль исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Мои первые открытия — 2016».
Вообще, с удовольствием откликаюсь на приглашение посетить этот фестиваль, потому как здесь я, взрослая тетя, каждый раз узнаю от малышей немало нового и полезного. Например, я теперь знаю и делюсь с вами, уважаемые читатели, что чем меньше уровень заряда в сотовом — тем выше уровень излучения, так что не стоит тянуть до последнего, лучше заряжать батарею, когда она еще не начала «просить пищи». В зонах с неустойчивой связью все-таки стоит найти место, где уровень сигнала максимальный — при слабом сигнале излучение больше. По этой же причине нежелательно держать включенной более пяти минут функцию Вluetooth. Между прочим, проект Максима Бердника «Мобильный телефон. Польза и вред» заслуженно победил в номинации «Самое информативное выступление».
Всего на конкурс было представлено девять работ, причем пять из них — от самых маленьких участников, дошколят. Просто очаровал жюри Егор Лось из яслей сада № 3 (руководитель Людмила Сорока), рассказавший об интересном мире колес. «Если хочешь все узнать — не ленись: энциклопедии читай, библиотеку посещай, в интернет залезай — дерзай и узнавай!» — посоветовал Денис Дубровский из яслей-сада № 4, который вместе с воспитательницей Ларисой Радвинович изучал удивительные превращения твердых веществ. «Ох, і сеяла Ульяніца лянок», — услышав эту песню, дошкольница Ульяна Самусева из Заелицкого УПК захотела непременно узнать, что же это за «лянок» и что это за «кужаль», который из него получился. Вместе с воспитательницей Ириной Горбулько девочка побывала в музее и Доме ремесел, увидела прялки и ткацкий станок, и в конце концов выяснила, что ее тезка Ульяница сеяла лен-долгунец: именно этот вид льна используется для изготовления тканей. Между прочим, выступала Ульяна Самусева первая, а это всегда волнительно, обо всех своих исследованиях она подробно рассказала со сцены на белорусском языке и получила диплом «За самое выразительное выступление». Удивительно красивые украшения из… соли получились у Ромы Фарфуровского, воспитанника Докольского сада. Конечно, не обошлось без помощи воспитательницы Татьяны Середы, и теперь Рома знает «немного-немало о соли и о кристаллах». Кстати, благодаря Роме дух исследователя проснулся и во мне: услышав от него, что мыло не пенится в морской соленой воде, я тут же захотела прикупить в магазине пакетик с морской солью, растворить и провести свой эксперимент.
Большое спасибо от меня лично и третьекласснице из гимназии Марине Саченко, от которой я много полезного узнала о том, как определить пол цыпленка, когда он еще в яйце или только вылупился. Проект, подготовленный школьницей вместе с учительницей Людмилой Крук, так и назывался: «Курочка или петушок?». Помнится, в прошлом году на таком же фестивале Марина рассказывала о своем опыте выращивания цыплят в инкубаторе, так, глядишь, к выпускному классу от проектов научных она перейдет к бизнес-проектам, а Людмилу Николаевну возьмет в долю. Между прочим, жюри оценило старания девочки и наградило ее дипломом «За самое интересное выступление». А вот «Самым эмоциональным» взрослые признали выступление Никиты Москаленко из средней школы № 2. Под руководством учительницы Нины Мартинович Никита и его одноклассница Руслана Дубровская изучили свойства воздуха, научились определять степень его загрязненности и доказали, что растения улучшают состав воздуха. Волшебные свойства магнита исследовал Даниил Стефанович из СШ № 1 (учительница Инна Борисик). Четвероклассник не только выяснил все-все о магнитах, но даже сам изготовил магнит с помощью проволоки и батареек.
Самым трогательным для меня стало выступление первоклассницы Насти Долбик из Устерховской школы (руководитель Алла Коронец), «Кошки — домашние любимцы» — так назывался ее проект. К этому несерьезному, с точки зрения некоторых несознательных личностей, вопросу девочка отнеслась очень серьезно, изучив практически все нашедшееся кошачье население в деревне и использовав разные научные методики исследования. Таким образом Настенька выяснила, что из 12 кошек, «угодивших» в ее проект, восемь беспородных, шесть своими хозяйками признают мам (человеческих мам) и только одна — папу, а самый пристально изученный кот Пушок, живущий в Настином доме, может в несколько раз увеличивать свою прыгучесть, если на столе лежит курица. Как водится, во время исследований никто из животных не пострадал.
Конечно, ребятам-участникам фестиваля «Мои первые открытия» еще многое предстоит узнать и еще многому предстоит научиться, в том числе и умению подавать информацию, работать на сцене, с микрофоном, не тушеваться перед жюри. Когда они станут старше и будут участвовать в серьезных научных конференциях, отстаивать проекты, имеющие важное практическое назначение, члены комиссий будут обращать внимание на эти вещи тоже. А сейчас, скажу вам совершенно искренне, эти мальчики и девочки — просто большие умницы, и пусть их ждут только хорошие и добрые открытия.
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото Сергея РУДИНСКОГО