Темы

К вопросу об акцентах

Передо мной солидная газета. На одной из ее полос огромный, ярко поданный материал о смерти доста­точно среднего, но эпатажного ак­тера. Из той же прессы известного как изрядного выпивохи и бабника.

И тут же, чуть пониже, мель­чайшим петитом: «Ушел из жизни Альберт Павлихадзе — один из ос­нователей теории цветных кварков».

Иногда в таких случаях говорят, что комментарии излишни. Дескать, чего уж тут рассуждать — социум расставил акценты.

Так в том-то и дело, что сами «акценты» как раз и смущают. Уж слишком разительны личностные масштабы, заставляющие подумать не только о неадекватности оценок, но и о самой тенденции.

Мне почему-то сразу вспомнился греческий Герострат. Честолюбец, весьма сомнительной ценой во­шедший в историю. Или та же Пизанская башня, «славная» стро­ительным браком.

Прослеживается явная аналогия. Иным из нас для пущей популяр­ности достаточно иметь определен­ные отклонения. Гулять напропалую, выпивать, скандалить, чуть ли не с сезонной периодичностью менять супругов… Вот тогда ты и в теле­объективе любимый персонаж, и в газетно-журнальном варианте вниманием не обделен.

Нет ли тут парадокса? Куда как логичнее, когда индивидуальность в цене. Теперь же чаще в «фокусе» имидж, функция, рейтинг… В боль­шинстве случаев так же поверх­ностных, как накладной грим. Таких даже домысливать неинтересно.

В моих словах нет никакой приве­редливости. Придумывать себя не такой уж большой грех. Было б толь­ко хорошо придумано. Мюнхгаузен тоже многое нафантазировал… Но как симпатичен барон!

И вообще, по-настоящему глубо­кому человеку вовсе не обязатель­но быть вызывающе броским. Он может быть интонирован скромно, тихо, но внятно. Такие люди для меня как бы бактерицидного воз­действия. Вокруг них воздух кажет­ся чище. Недалеко, в нескольких киломе­трах от местечка, есть Синякова аллея. Название неофициальное, так ее народ определил. А потому только, что в одной из деревень жил неподалеку внешне вроде не­заметный человек с одноименной фамилией. Любил природу и все, что с ней связано. Взял да высадил постепенно на нескольких киломе­трах с двух сторон проселочной дороги красавицы березки. Заме­чательную память о себе оставил, совершенно не думая по поводу славы как-то специально. Этим до сих пор симпатичен.

А как не вспомнить само-деятель­ного художника, живописца, рез­чика по дереву. Не затем, что сам он был прекрасным колористом. Прежде всего, за душу его широкую и красивую. Разве не он сплотил во­круг себя талантливых ребятишек, передав им азы изобразительного искусства. Да так, что впоследствии трое из них стали членами Союза художников, известными в стране мастерами жанра.

Он же ежегодно превращал летом улицу, на которой жил, в маленький горпоселковый Арбат. Выносил картины, превращая импровизированную выставку в творческий лекторий. Своего рода совмещенный пленэр в естествен­ном интерьере.

Более того, однажды удивил, «выпустив» детскую книжку руко­писную «тиражом» в один экзем­пляр. Название — «Трудный хлеб». В ней очень органично совпали и автор текста, и иллюстратор.

Но почему именно детская? Свои, казалось бы, давно выросли. Просто, как всякому талантливому человеку, ему удалось не распле­скать в себе умение восхищаться, удивляться самым простым вещам. Сегодня его уже нет… Но, несмо­тря на все сложности биографии, состоялась судьба. Прожита нрав­ственно красивая жизнь. В том, конечно, объеме, как она вообще может реализоваться на этой греш­ной земле. Во всяком случае, его большая фотография на одном из стендов в кинотеатре. Люди с интересом и благодарностью оста­навливаются около нее.

Уверен, мой небольшой городок благодарен и тренеру-таэквондисту. Вот уже около двадцати лет как создал интересную горизонталь. Сам в центре, а вокруг десятки мальчишек, девчонок в борцовских кимоно. Сколько чемпионов подго­товил, сколько медалей различного достоинства завоевали! Но главное, просто хороших людей воспитывает. Понимающих цену добру, благо­родству, милосердию, достоинству. Готовых всегда защитить тех, кто в такой защите нуждается. Да и как может быть иначе, если он и сам такой. По-человечески красивый и благородный.

Подобных убедительных приме­ров в моей «коллекции» немало. Но сейчас ограничу себя несколькими, что называется, рассуждениями по поводу. И пусть контрапунктом в них будет пушкинская строка «Он уважать себя заставил». А вовсе не довольно частое «ты меня ува­жаешь?», произносимое главным образом в подпитии.

Ведь любая личность — прежде всего вопрос содержания и каче­ства. Для меня, во всяком случае. В попытках обнаружить ее ищу прежде всего человека. Пусть себе и не как Диоген со своим «освети­тельным прибором», но достаточно настойчиво.

Оно и понятно. Люди — то, из чего история веками варит свой суп. Это может быть острый харчо, сезонный щавель, борщ или щи — настоящий огород в тарелке… Не важно, глав­ное, чтобы было вкусно. В переводе с кулинарного языка на социальный — оригинально, порядочно, интерес­но, взаимно, плодотворно… Все это тот авторитет, что определяется не товарно-денежными или другими престижными параметрами, а су­губо личностными.

Так почему бы и телевидению, и прессе не искать активнее та­ких персонажей? Но большинство нынешних ток-шоу с какой-то не­скрываемой рекламной подопле­кой предпочитает эксплуатировать остаточную популярность при­мелькавшихся «звезд и звездочек». Протрут нафталином — и опять на телеэкран, на газетную и журналь­ную полосу.

Не отсюда ли нередко искрив­ленное представление и о чужой, и о собственной значимости. А вместо органичного, искреннего, настоящего — все какие-то гримасы, ужимки, позы…

Очень жаль, потому что вообще-то люди мне очень нравятся. Редко, чрезвычайно редко, чтобы кто-то раздражал целиком. Если да, то только «фрагментарно». Давно понял: длительная неприязнь — не­продуктивная трата сил, нервов, времени. Впрочем, и пишу обо всем этом из-за желания, чтобы все мы всегда стремились быть лучше.

Есть в запасе и один неплохой метод. Он — чеховский. Писатель отрезвляет беспричинную гонористостъ одной фразой — «потяни меня за палец». Думаю, не менее эффективно и самого себя. Всего четыре простеньких слова. Не более сложен и подтекст — верни меня или сам себя с надуманных высот на грешную землю. Как же это приводит в чувство! Сам про­бовал по совету классика. Почему бы и другим не воспользоваться?!

 Наум САНДОМИРСКИЙ

Последние новости

Актуально

Об ответственности за распространение экстремизма

24 апреля 2024
Общество

Олег Дьяченко: “Наша сила – в единстве и сплочённости”

24 апреля 2024
Общество

День призывника состоялся в Глуске

24 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

24 апреля 2024
Общество

Внимание! Нужна помощь в поисках человека!

24 апреля 2024
Актуально

Районный день охраны труда прошел в Глуске

23 апреля 2024
Общество

Анжела Полупанкова: всё происходящее на ВНС буду рассматривать с точки зрения защиты человека-труженика

23 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Дмитрий Махунов: ВНС — это возможность участвовать в принятии стратегических решений на благо государства

23 апреля 2024
Общество

Говорят делегаты ВНС. Директор Глусского районного музея Наталья Акулич

23 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024