Работали, учились, помогали людям…
Передо мной фото 1961 года. На нем — шоферы 2-го класса, выпускники Бобруйской автошколы и их преподаватели. Среди этих молодых парней и мужчин есть и мой собеседник Василий Иванович Гнедько из Глуска. Для него этот снимок особенно дорог — он напоминает о молодости, о друзьях, большинства из которых уже нет.
— В 1961 году меня от Автопарка, где я работал водителем, — рассказывает Василий Иванович, — направили на трехмесячные курсы повышения квалификации. После их окончания мы получали новую категорию, могли управлять автобусом. Занятия проходили вечером и по выходным. Учили не только управлять новым видом транспорта, а еще и тому, как нужно обращаться с пассажирами, изучали устройство машины, технологию металла и, конечно же, как самостоятельно устранять поломки. Наши преподаватели были очень опытными водителями. Например, вот в нижнем ряду третий слева Гусаков (к сожалению, забыл его имя и отчество) — преподавал технологию металла. Он не ограничивался рамками только своего предмета, а и рассказывал нам, как находить выход в любой сложной дорожной ситуации. В рейсе могла случиться любая поломка, а помощи ждать неоткуда было. Это теперь автомобили едут по трассе сплошным потоком, а раньше, в 50—60-е годы, за сутки на дороге только с одной или двумя машинами и пересечешься. А вот еще один интересный человек на фото — Анатолий Никитин (первый справа во втором ряду). В Глуске в 1959 году (правда, очень недолго) существовало городское такси. Именно Анатолий и был водителем этой машины — ездил на «Победе».
Все, кто запечатлен на фотографии, молодые мужчины лет до 30, хотели освоить новый вид транспорта. И учили нас на курсах водителей автобусов с определенной целью — в конце 50-х — начале 60-х годов в нашем районе пустили первый междугородний рейс Глуск — Бобруйск. Но это был не автобус, каким мы теперь его себе представляем, а на ЗИС-5 (грузовую машину) поставили скамейки, натянули тент, вот такой был автобус. Постепенно открывались и другие пассажирские рейсы. Требовались квалифицированные, хорошо обученные водители и слесари по ремонту в одном лице. Дороги были плохими в то время, машины ломались часто — следовательно, я должен был быть сам для своей машины и автослесарем. Поэтому преподаватели к проверке наших знаний на экзамене подходили очень серьезно, строго. У меня в документе об окончании курсов даже оценки стоят за каждую изученную дисциплину. Вот эту самую общую фотографию сделали на память уже после экзаменов и вручения удостоверений.
А еще хочу сказать, что лет 50 назад мы, водители, были не просто перевозчиками грузов. В деревнях и маленьких городках, таких как Глуск, мы были еще и неотложной помощью. Если кто-то заболел, у кого-то приступ или женщина рожала, а машина скорой помощи не могла приехать или не успевала, приходилось даже ночью людей везти в больницу. Так что наша водительская профессия нужна людям, и, несмотря на стремительное развитие техники и роботов, она не уйдет в историю, а будет существовать и дальше.
Записала Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Фото из архива Василия ГНЕДЬКО