Священник Николай Севбо из Городка
В деревне Городок находится самая главная достопримечательность нашего района — Космодамиановская церковь. И это не просто храм, а еще и памятник культуры, которому уже более двухсот лет! По некоторым данным, деревянных храмов-памятников такой архитектуры на всем постсоветском пространстве осталось всего три. С момента постройки церковь в Городке закрывалась только один раз, на короткий период, незадолго до Великой Отечественной войны. За все время существования храма о нем заботились и прихожане, и священники, которые там служили: ремонтировали, оснащали необходимой церковной утварью.
Одним из священников Космодамиановской церкви в начале XX столетия был Николай Иванович Севбо. Его правнучка Жанна Анатольевна сейчас живет в Минске, но каждый год на все лето вместе с мамой Неонилой Николаевной (она была замужем за Анатолием, внуком священника) они приезжают в родную деревню.
Дом
В Городке Неонила Николаевна и Жанна Анатольевна живут в доме, построенном специально для священника в 1866 году. В свое время этот дом был самым лучшим из всех, стоящих в деревне. Его окружал высокий забор из бревен (по-белорусски — паркан). Прихожане не могли зайти или заглянуть во двор и если им надо было по какому-то делу к священнику, то заходили они с улицы прямо в комнату. Теперь дверь, через которую входили посетители, заколочена, но хорошо видна. Дом интересен еще и своей конструкцией — он построен по кругу, то есть все комнаты проходные. Здание не имеет фундамента — оно до сих пор стоит на дубовых колодах.
Фамилия
Фамилию Севбо в православном мире знают очень хорошо, особенно в Бобруйской епархии. Большое количество преданных служителей церкви дал этот род: священники Павел Николаевич, Иван Иванович, Семён Иосифович Севбо (архиепископ Венский и Австрийский Стефан) и другие.
По одной из версий, фамилия Севбо имеет французское происхождение. Два столетия назад, после Отечественной войны 1812 года, солдат французской армии Севбо не ушел с отступающей армией на родину, а остался в России. В 1991 году Жанна Анатольевна побывала во Франции, где познакомилась с возможными родственниками по этой линии.
Сельский священник
В семье Севбо сохранился уникальный документ — грамота, которая давала право Николаю Ивановичу служить в городокской Космодамиановской церкви. Документ выдан 27 сентября 1904 года от имени Михаила, епископа Минского и Туровского. В нем перечислялись обязанности священнослужителя: «Пребывая же ему, Севбо, при помянутом храме подобает житии по правилам… прилежати чтению и пению, хранити благолепие храма Господня, имя Боже вспоминати и призывати с благоговением: бытии трезвену, целомудру, блогоговейну, честну, страннолюбиву… поучати домашних Закону Божию…». Так началось служение сельского священника Николая Севбо.
Надо отметить, что городокский приход был довольно большой. Он включал в себя 16 деревень (помимо самого Городка) и состоял из 785 дворов. За храмом числилось пять приходских школ: двухклассная школа в Городке, одноклассная в Вильче и еще три в близлежащих деревнях. Храм постоянно обновлялся, ремонтировался. Так, в 1905 году были построены церковная брама и ограда, а здание церкви обили вагонкой.
Ежегодное жалование, которое было положено причту (священнослужители одной церкви), составляло 391 рубль священнику и 117 рублей псаломщику. Много это или мало, судите сами. К примеру, в начале XX века хорошая дойная корова стоила от 60 рублей, а хорошая лошадь — от 150. Земельный надел, которым обладал причт, составлял 86 десятин земли.
Кроме службы в церкви, Николай Иванович еще и преподавал. Некоторые его ученики даже после завершения учебы поддерживали с ним связь, писали письма и присылали фотографии. Например, на одной из них написано: «Дарю на добрую память дорогому моему учителю и благодетелю Николаю Ивановичу господину Севбо от Т. И. Мельникова». Фото датировано 1909 годом.
Семья
Николай Иванович женился на Марии Фёдоровне, уроженке Петербурга, двоюродной сестре Александра Семёнова (его именем названа больница в Глуске). У четы Севбо было трое сыновей — Жорж (Георгий), Сергей, Александр. Дети получили хорошее образование — учились в Слуцком духовном училище. К сожалению, пойти по стопам отца не получилось — наступило время перемен, к власти пришли большевики, начались гонения на Церковь и священнослужителей. О судьбе Жоржа и Сергея, к сожалению, ничего не известно. А вот Александр (дедушка Жанны Анатольевны и свекор Неонилы Николаевны) всю жизнь прожил вместе с семьей в Городке. Работал в колхозе. В 1939 году его арестовали и приговорили к 10 годам лагерей. За что? Конечно же, немалую роль сыграло происхождение, а еще произнесенная Александром одна-единственная фраза. Запрягая лошадь, у которой была изношенная, плохая упряжь, он сказал: «Какая власть, такая и снасть». Ну а «добрых» людей, которые передали эти слова куда надо, в то время было много. Вернулся Александр домой только в 1949 году. Уже после смерти Сталина всех незаслуженно осужденных реабилитировали, в том числе и его.
Неонила Николаевна рассказывает: «У свекра, когда он вспоминал 10 страшных лет, проведенных в лагерях, всегда глаза были полны слез. Когда пришла в наш дом газета, где было написано о реабилитации невинно осужденных, он долго сидел с ней в руках и плакал».
После 1917 года новой власти священнослужители были не нужны. Но Николай Севбо продолжал служить в Космодамиановском приходе до последнего дня. Умер где-то во второй половине 30-х годов прошлого столетия. Николай Иванович и его жена Мария Фёдоровна похоронены на территории церкви — два высоких железных креста стоят по правую сторону от храма.
Фотографии — история семьи
Из поколения в поколение Севбо передавали старые семейные фотографии (конца XIX — начала XX века). На мой вопрос, как их удалось сохранить, пронести через все исторические испытания, Неонила Николаевна ответила: «Берегли, прятали. Большая фотография, где Николай Иванович со своими учениками, например, постоянно висела на стене за картиной». Я рассматривала эти снимки и восхищалась тем, какие красивые люди на них изображены. А еще впечатлило качество фотографий: им уже больше века, а они почти как новые.
За более чем 70 лет жесткой антирелигиозной пропаганды мы потеряли многое: исчезали храмы, уходили в небытие имена священнослужителей. Поэтому перед нашим да и будущими поколениями стоит тяжелейшая задача: по крупицам восстанавливать утраченную историю.
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Фото Сергея РУДИНСКОГО и из архива семьи Севбо