Первоклассники — о деньгах и мечтах
Финансисты говорят, что умение распоряжаться деньгами не дано нам с рождения — этому тоже надо учиться, причем с детства. И именно родители должны объяснить ребенку, что деньги нужно не только зарабатывать, но и правильно ими распоряжаться. Возникает вопрос: когда можно начинать знакомить детей с деньгами, с планированием семейного бюджета? Специалисты-финансисты советуют это делать, когда ребенок пойдет в школу, то есть в 6—7 лет.
Ребята из 1 «А» класса Глусской средней школы № 2, несмотря на свой юный возраст, уже многое знают о деньгах, конечно же, все их видели и держали в руках. Еще до того, как я успела задать им первый вопрос, большинство ребят сказало, что у них даже с собой есть монетки. Спрашиваю: «А зачем вам, ребята, деньги, зачем вообще они нужны?» Первый и логичный ответ прозвучал от Яны: «Чтобы что-то купить». Ангелина и Максим уточнили: «Чтобы купить вещи, еду и что-то вкусненькое». А хозяйственный Артём добавил: «Заплатить за электричество». На мой вопрос, откуда у родителей появляются денежки, первоклассники наперебой отвечали: «Получают зарплату, зарабатывают, берут в банкомате». Мнения ребят о промежутке времени, через который их родители получат зарплату, разошлись — кто-то считает, что нужно работать много дней, кто-то — что деньги будут через месяц. А Коля сказал, что работать придется всю жизнь.
Конечно, родительские деньги это хорошо, но мы с ребятами немножко помечтали — каждый из первоклассников представил себя взрослым и рассказал, куда он потратит свою первую зарплату. Мальчишки почти все мечтают о машинах и байках — они просто еще не знают, что на одну зарплату этого не купишь. А вот девочки более реально смотрят на мир. Например, Павла на первые самостоятельно заработанные деньги пойдет в цирк, Ангелина — в кино, а Даша поедет на экскурсию в другой город.
Мой следующий вопрос к детям касался непосредственно отношений «покупатель — продавец». Я хотела узнать, расплачивались ли ребята самостоятельно на кассе в магазине. К своему удивлению, я услышала много положительных ответов. Кто-то из первоклашек в магазине возле дома покупал себе вкусняшку, а кто-то даже молоко.
Следующий, немного каверзный, мой вопрос: «Что можно купить за одну копейку в магазине?» ребят не смутил, и они дружно ответили: «Ничего». В ходе нашего дальнейшего разговора выяснилось, что для некоторых первоклашек и 10 рублей, это маленькая купюра. Интересно было узнать, какую же самую большую денежку держали в руках мои маленькие собеседники. И тут малыши дали волю своей фантазии и стали называть нереальные цифры — сорок-пятьдесят копеек, восемьсот копеек. Оно и понятно: хорошо, уверенно считать первоклассники умеют еще только до 20.
В конце беседы мы опять окунулись в мечты и пофантазировали, что бы ребята купили, если бы у них было много-много денег. Итак, Яна купила бы новые игрушки для братика, Владик — много жвачек, Максим — чипсы, Артём — самолет, Даша съездила бы на пляж, Ангелина купила бы много мороженого и покаталась на колесе обозрения в Минске, Павла построила бы большой дом, а Лёша — съездил бы в Париж.
Эти первоклашки, маленькие мальчики и девочки, еще только начали учиться в школе, начали познавать мир. Скоро они научатся читать, писать и считать, в том числе и деньги.
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Фото автора