Темы

Вспоминая время фронтовое

Вспоминая время фронтовое

Григория Ивановича Гриневича, я думаю, знают многие. Корреспонденты районной газеты не раз писали о нем, о его встречах с молодежью. А вот поводом к сегодняшней заметке стало важное событие в жизни нашего героя — девяностолетний юбилей, который Григорий Иванович отметил 18 декабря. Накануне этой даты я побеседовала с юбиляром и попросила рассказать о самых ярких, волнительных, а порой и сложных моментах жизни. Григорий Иванович вспоминал свою родную деревню Калюгу, родителей и сестру, однополчан, войну, друзей…

— Родители мои были обычные деревенские жители, — рассказывает Григорий Иванович. — В семье нас, детей, было двое — я и сестра. До войны я успел окончить семилетку в Маковичах. А после 22 июня 1941 года жизнь круто изменилась. Что такое оккупационный режим, почувствовали сразу — молодежь забирали на принудительные работы в Германию, мужчин постарше заставляли идти в полицию. Некоторые мои односельчане ушли в лес к партизанам. Вот и мой двоюродный брат (мы были почти ровесниками) тоже ушел в отряд. При очередном прочесывании леса фашисты обнаружили место, где он размещался. Моего брата закололи штыками.

Во время войны мы узнали, что такое «хапун». Я обычно прятался от таких облав, но однажды не повезло — попался. Из соседней деревни передали, что в Калюгу едут немцы с полицаями забирать молодежь в Германию. Отец запряг коня и отправил меня с соседским мальчишкой в лес. По дороге мы наткнулись на тех самых карателей, которые ехали к нам в деревню. Полицаи предупредили родителей, чтобы собирали для меня еду в дорогу, ведь до Германии путь неблизкий. Но я смог убежать и спрятался в подполе заброшенного дома. Когда, отсидевшись, вернулся домой, то узнал, что вместо меня забрали отца. Целую неделю он был в Заволочицах, работал там истопником. Мама собрала сало, яйца —  все, что было в доме, и пошла к коменданту в Заволочицы. С помощью вот такой продуктовой взятки отца удалось выкупить.

Как только Глусский район освободили, меня призвали на фронт. Всю дорогу до железнодорожной станции в Калинковичах мы, новобранцы, шли пешком, а это больше100 километров. Там нас погрузили на открытые вагоны-площадки и повезли в Смоленскую область, в учебную часть. Здесь нас учили стрелять из разного оружия. Время учебы нам показалось вечностью, ведь все хотели быстрее попасть на фронт. И вот после очередного подъема по тревоге нас отправили воевать. Все были в боевом настроении, радовались, что и мы наконец-то будем сражаться с ненавистным врагом. Но когда подъехали к линии фронта и увидели на обочинах дороги горы трупов (убитых немецких солдат), то поняли, что война — это прежде всего боль и смерть. Со мной в одну часть попал парень из Симонович Женя Зубец. С ним вместе мы и пошли по дорогам войны — я был стрелком пулемета, а он заряжал патроны в ленту. Наша часть освобождала от фашистов Восточную Пруссию — Кёнигсберг, Инстербург.

В январе 1945 года в очередном бою меня тяжело ранило осколком снаряда в ногу. Тот бой запомнился навсегда и до мелочей. Было это 23 января 1945 года в40 километрахот Кёнигсберга. Так получилось, что занимаемая нами позиция была очень неудобной с военной точки зрения: мы фактически находились в открытом поле. А зимой на снегу солдаты были видны как на ладони. Враги же располагались за кустами, за кладбищем. Фашисты атаковали нас и минометами, и снайперы работали. Одному из моих товарищей (парнишке из Октябрьского района) снайпер попал точно в висок. Ну а я в какой-то момент боя почувствовал удар по ноге, как будто палкой сильно ударили, боли не было. Оторваться от пулемета не могу, стреляю и говорю: «Женя, посмотри, что у меня там такое с ногой». А он мне отвечает: «Да у тебя же нога в крови и кость видна». Санитары на плащ-палатке меня спустили в овраг. Потом уже я попал в полевой госпиталь, где врач вытащил осколок из кости. Хрупкая девушка-медсестра (поражаюсь, как она таскала тяжеленных солдат!)  на своих плечах перетащила меня в послеоперационную палатку. На следующий день всех раненых на санитарной машине перевезли в Инстербург. Раненых было очень много, поэтому их разместили в местном костеле. Представьте: огромное помещение храма, а на полу, так что шагу почти нельзя сделать, лежат солдаты. Кто кричит, зовет медсестру, кто просто стонет — столько боли, страданий было, что и сейчас, когда рассказываю, сердце сжимается. Дальше был Каунасский госпиталь, где я лечился больше четырех месяцев. Сюда мне и написал мой боевой товарищ Женя Зубец. Оказывается, через шесть дней после моего ранения его тоже ранило.

После Победы Григорий Иванович проходил срочную службу в Щучинском районе Гродненской области, в 206-м Отдельном авиационно-техническом батальоне. Во время армейской службы был секретарем комсомольской организации, работал заведующим солдатской столовой. Вот что написано о ветеране в наградном листе, который я нашла на сайте podvignaroda.mil.ru: «Гриневич Григорий Иванович по службе показал себя одним из дисциплинированных и примерных старшин. Работая заведующим столовой, проявляет повседневную заботу по улучшению питания для сержантов и рядовых. Лично сам, как лучший комсомолец, является секретарем комсомольской организации управления батальона, правильно нацеливает комсомольцев на выполнение поставленных задач командования в обслуживании боевой учебы летного полка». Такая характеристика Григорию Ивановичу была написана в июне 1948 года по поводу представления его к медали «За боевые заслуги». А вот узнал о медали Григорий Иванович и получил ее только в 1951 году. Такая награда вручалась за умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению воинской частью боевых задач. Также Григорий Иванович награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией» и юбилейными наградами. Кроме того, за трудовые заслуги у него есть высокая государственная награда — орден «Знак Почета», а также много грамот и благодарственных писем.

В свои 90 Григорий Иванович ведет активную жизнь: много общается, ходит на различные мероприятия, его приглашают выступать перед школьниками. Хочется пожелать ветерану, чтобы здоровья и оптимизма ему хватило на долгие годы.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото автора

Последние новости

Актуально

Об ответственности за распространение экстремизма

24 апреля 2024
Общество

Олег Дьяченко: “Наша сила – в единстве и сплочённости”

24 апреля 2024
Общество

День призывника состоялся в Глуске

24 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

24 апреля 2024
Общество

Внимание! Нужна помощь в поисках человека!

24 апреля 2024
Актуально

Районный день охраны труда прошел в Глуске

23 апреля 2024
Общество

Анжела Полупанкова: всё происходящее на ВНС буду рассматривать с точки зрения защиты человека-труженика

23 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Дмитрий Махунов: ВНС — это возможность участвовать в принятии стратегических решений на благо государства

23 апреля 2024
Общество

Говорят делегаты ВНС. Директор Глусского районного музея Наталья Акулич

23 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024