Сначала — интерес, потом — исследование
Ольга предметом своей научной работы выбрала влияние почвенных водорослей на рост декоративных растений. Честно говоря, до нашей с ней беседы я была уверена, что водоросли — это растения исключительно водные. Оказывается, нет, их частенько можно увидеть весной на клумбах в виде зеленого налета (а я-то, человек от биологии далекий, принимала его за такой меленький мох). Ольга исследовала почву на двух участках — клумбе, которая постоянно перекапывается, и на стадионе, где почва целинная, чтобы узнать, какие же виды почвенных водорослей там обитают и в каких количествах. Кроме этого, она посадила два одинаковых черенка колеуса в вазоны с разной землей — чтобы узнать, как почвенные водоросли повлияют на рост этих растений. После целой серии экспериментов выяснилось, что ухоженная почва с клумбы более богата водорослями, и именно в такой земле при прочих одинаковых условиях намного лучше себя чувствуют декоративные растения.
Биологией на углубленном уровне одиннадцатиклассница Ольга занимается третий год. Со своими работами она и раньше становилась призером областных научно-исследовательских конкурсов, но на республику поедет впервые. Почему именно биология? «Наверное, все было предопределено заранее, еще на генном уровне, — улыбается Ольга, мама которой — учитель биологии. — А вот темы для исследований выбираю исходя из своих интересов и возможностей, ведь не все можно изучать в школьных условиях». Становиться ученым-биологом гимназистка не планирует, но уверена, что опыт исследовательских занятий обязательно пригодится ей в дальнейшем.
«Исследователь, кроме прочих качеств, должен обладать еще и терпением, умением ждать, ведь многие эксперименты, которые мы проводим, рассчитаны на длительный срок, — говорит педагог Татьяна Саченко, под руководством которой оба школьника занимаются в районном Центре для одаренных детей «Лидер». — По этой причине некоторые ребята, которые вроде бы загорелись идеей, на каком-то этапе теряют к ней интерес. Это процесс закономерный, настоящих исследователей не может быть много, Ольга и Кирилл — из их числа».
Впрочем, то, что Кирилл, который сейчас учится в 10-м классе, несколько лет назад занялся изучением растений и животных, тоже было предопределено заранее. Его научный руководитель Татьяна Саченко — она же и его бабушка, так что и тут сказались гены. Уверена, найдутся скептики, которые подумают: конечно, с такой бабушкой почему бы и не писать работы? Но в том-то и дело, что работу нужно не только написать, но и защитить перед серьезной комиссией — профессорами и учеными из ведущих вузов страны. И если ученик сам не прошел весь путь: не проводил эксперименты, не делал выводы и не создавал итоговую презентацию — что он сможет сказать этим людям? Да он завалится на первом же дополнительном вопросе… (Кстати, опыт выступлений на конкурсах, когда нужно не просто рассказать, о чем твоя работа, но и убедить жюри, что она интереснее и лучше других, помогает ребятам и в жизни. Они признаются, что стали увереннее, научились держаться на сцене, преодолевать страх перед публикой, не тушеваться в сложных ситуациях.)
Но это было небольшое отступление, вернемся к нашим баранам, то есть в данном случае — к муравьям. Именно их жизнь и то, как влияет на нее деятельность человека, изучал Кирилл Саченко. Оказывается, в наших глусских лесах встречаются бурый лесной, рыжий лесной и очень редкий малый лесной муравьи. Для сравнения было выбрано два участка — вблизи населенного пункта и подальше от людей. Конечно, за два года, которые Кирилл посвятил этой теме, он не узнал о муравьях абсолютно все, но убедился: чем больше в лесу муравейников, тем для леса лучше. А вот люди не всегда берегут этих неутомимых тружеников, иногда разрушая их «дома» по неосторожности, а то и сознательно. Например, однажды в лесу он увидел муравейник, по которому проехал трактор.
В феврале Ольга Ена и Кирилл Саченко с научным руководителем отправятся в Минск, чтобы защищать свои исследовательские работы в финальном этапе конкурса. Будет ли их участие там таким же успешным, как на области, мы, конечно же, не знаем. В каждой секции представлено не менее 20 работ, и со всеми придется конкурировать. Пожелаем ребятам удачи!
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото автора