Темы

А общее у них — афганская война

А общее у них — афганская война

В книге «Памяць. Глускі раён» информация о глусских воинах-интернационалистах размещена всего лишь на нескольких страницах — немного статистики, имена погибших и фамилии некоторых солдат и офицеров, которые заслужили ордена и медали. А ведь про каждого из глусчан, воевавших за рекой Пяндж, можно написать не одну страницу. Они видели настоящую войну, ходили под пулями и были каждый день на волосок от смерти. Их, восемнадцатилетних парней, как и юных солдат Великой Отечественной, призвала Родина. Но тогда, в далеком 41-м, с врагом и целями было все ясно, а в 1980-е и враг был другой, и цели другие, и воевать пришлось в чужой далекой стране. Слова о высокой и почетной миссии, помощи братскому афганскому народу отступали на второй план, когда под ногами рвались замаскированные мины и на глазах гибли товарищи. События афганской войны навсегда останутся в памяти тех, кто воевал в Афганистане, кто 15 февраля придет к установленному в Глуске памятному знаку воинам-интернационалистам. Среди этих людей будут Игорь Губарев и Игорь Буневич.

Игорь Михайлович Губарев

Игорь Губарев был призван в ряды советской армии в ноябре 1986 года, как только ему исполнилось 18 лет. Из распределительного пункта в Борисове его отправили в Ташкент. Призывник очень хотел служить в воздушно-десантных войсках, до армии даже прыгал с парашютом в Бобруйске. Еще бы, ведь десантники — это элита армии, туда отбирали самых лучших. Но крепкого, ловкого и смышленого парня заприметили военнослужащие-разведчики. Так Игорь попал в учебный центр разведывательного батальона города Термеза. Следующие полгода новобранец Губарев жил в горном учебном центре Шерабад. Здесь будущих разведчиков обучали всему, что может пригодиться на войне, что может спасти жизнь, — стрельбе из всех видов оружия, саперному делу, марш-броскам в полной амуниции на дальние расстояния и т. д. В учебке все новобранцы уже знали, что идут служить на войну в Афганистан. Боялись? Конечно. Это естественное чувство любого человека.

— Один из наших сослуживцев, — рассказывает Игорь Михайлович, — чтобы не попасть в Афган, прострелил себе плечо. Конечно, был военный трибунал, тюремный срок, но войны он избежал.

Игорь Губарев получает медаль «За боевые заслуги»

После усиленного обучения и профилактических прививок в мае 1987 года рядовой Губарев прилетел в столицу Афганистана город Кабул. Здесь его распределили в разведроту 181-го мотострелкового полка. Рота была боевая, можно даже сказать, легендарная. В ней служил Николай Афиногенов — первый солдат-рядовой, которому было присвоено звание Героя Советского Союза за участие в войне в Афганистане, к сожалению, посмертно. В роте о герое хранили память: в казарме стояли его кровать и портрет на тумбочке. Солдаты-новобранцы должны были поддерживать этот своеобразный музей в идеальной чистоте и порядке.

Разведчик Губарев (слева) со своими боевыми товарищами

— В составе разведроты, — вспоминает Игорь Губарев, — мы проехали почти по всей территории Афганистана. Охраняли генералов, авиакорректировщиков, сопровождали колонны, искали склады с боеприпасами, спрятанные душманами (душман в переводе с языка пуштунов, местного населения, — враг. — Авт.), брали языков. В одной из поездок по стране в районе Джелалабада я встретил своего друга, глусчанина Сергея Щуру, с которым мы вместе призывались и переписывались. Служба у нас, разведчиков, была очень опасная, но в то же время и очень интересная. В арсенале разведчиков имелось современное для того времени оборудование. Например, переносная станция ближней разведки, которая предназначалась для ведения наблюдения за передвижением людей и техники в труднодоступных районах, а также в условиях ограниченной видимости. Еще обязательно был прибор бесшумной стрельбы (ПБС-18) и прицел ночного видения. Все это оборудование использовали на заданиях. Например, когда брали языков. Брали их только ночью и совместными усилиями: первой шла группа разведки, потом группа захвата, прикрытия и т. д. У каждого солдата была своя рация, но с ее помощью мы могли только слушать приказы, получать координаты, ориентиры. Во время операции переговариваться нельзя было — никаких звуков, полнейшая тишина. Пленных отводили в особый отдел, где с ними уже разбирались дальше.

Если выходили в горы, поход начинался всегда ночью. Шли так, чтобы нас никто не видел. Несли на себе 30—40 килограммов груза — патроны, гранаты, прицел, сухпаек, воду. Был случай, когда пришлось пожертвовать галетами (сухие хлебные лепешки, очень питательные и компактные, распространены в сухпайках всех армий. — Авт.), чтобы взять чуть больше воды — выбросили их с горы вниз, правда, не очень далеко. Потом, когда продукты закончились, пришлось их доставать. А однажды в горах даже дикобраза ели. Но чего очень сильно хотелось, так это сала. И вот как-то у родственников появилась возможность передать для меня посылку из Минска. Я смог позвонить сестре и попросил сала, а она передала самую дорогую колбасу.

Кроме боевых походов, у солдат были, конечно же, и минуты отдыха, во время которых они писали письма родителям, друзьям, любимым.

— Однажды на Новый год, — продолжает свой рассказ Игорь Михайлович, — я как раз вернулся на базу после нескольких недель, проведенных в горах, мне пришла огромная стопка писем, около 30 штук. Это был самый крутой новогодний подарок в моей солдатской жизни.

Игорь Губарев награжден двумя высокими наградами. Первую, медаль «За боевые заслуги», получил во время операции в районе округа Хост.

— Мы почти месяц жили в горах, — вспоминает воин-интернационалист. — Продукты нам доставляли, а воду мы брали в горной реке. Дезинфицировали ее с помощью специальных таблеток и пили. Через три-четыре дня ходили за водой, набирали ее как можно больше во все имевшиеся емкости. Однажды мы обнаружили, что подход к воде заминирован — душманы установили мины и «растяжки» (мина взрывается, когда человек задевает металлическую проволоку, соединенную с детонатором или предохранительной чекой гранаты, скрытно установленной на дороге. — Авт.). Разведчиков ведь учили всему, в том числе и саперному делу, поэтому я разминировал мины, нашел все «растяжки». Вот за это и получил первую высокую награду.

Вторую медаль, «За отвагу», разведчик Губарев получил уже дома, в Глуске, в 1990 году, а заслужил ее в 1988-м.

— В октябре 88-го на нас был написан приказ об увольнении в запас, — рассказывает Игорь Михайлович, — и мы уже собирались домой. Но вскоре всех построили на плацу и объявили, что служить будем до вывода советских войск из Афганистана, то есть до 15 февраля 1989 года. Ночью 8 октября нас подняли по тревоге. Быстро собрались и выдвинулись в сторону Баграма. На заставу недалеко от маленькой деревушки Мирбачекот напали душманы — начался массированный обстрел. Наша рота приняла бой. Когда все немного утихло, мы выдвинулись в разведку. Я со своим сослуживцем Магометом, солдатом из Дагестана, шел рядом. Душманы оставили «растяжки», и мы на них подорвались. Магомет шел первым и, не заметив тонкую проволочку, зацепил ее ногой. Я услышал щелчок и инстинктивно присел. Это, возможно, и спасло мне жизнь. Почувствовал только, как что-то горячее потекло по лицу — кровь.  Все-таки задело меня осколками, ранило в голову и в руку. Я подбежал к Магомету — он был тяжело ранен. Зажал ему рану, дотащил до бээмпэшки (БМП — боевая машина пехоты). Потом еще вернулся за автоматом, который остался на месте взрыва. Нас отвезли в Кабул в госпиталь. Магомета — сразу в операционную, а мне оказали необходимую помощь, вытащили осколки, перебинтовали и отправили в палату. Но в госпитале я не остался — уехал со своими сослуживцами в часть. А туда по рации уже передали, что в разведроте два «двухсотых», то есть сказали, что мы погибли. Удалось нам тогда уйти от «костлявой с косой». Хотя, по правде говоря, у каждого из нас, советских солдат, шансов вернуться на Родину «грузом 200» было предостаточно.

В январе 1989 года, уже в звании сержанта, отслужив на три месяца больше положенного срока, Игорь Губарев вернулся домой.

Игорь Петрович Буневич

У каждого солдата афганской войны своя, непохожая на другие, история. Так и у глусчанина Игоря Буневича, которого призвали в армию в октябре 1984 года. А уже 2 февраля 1985 года, после прохождения курса молодого бойца, он пересек границу Афганистана.

В Афган перевозили ночью, самолетом до Кабула. Семь суток были на пересыльном пункте, где солдат кормили жидким супом с маленьким кусочком хлеба. Потом на вертолете полетели в свою часть. Вертушка даже не села на землю — молодые бойцы выпрыгивали из люка, можно сказать, на ходу. Игорь Петрович рассказывает:

В таких снарядах советские солдаты сбрасывали листовки для коренного населения Афганистана

— Я попал в роту связи 682-го мотострелкового полка. Дислоцировались в провинции Панджшер, город Руха. За все время службы 16 раз (только в одну сторону) перешел знаменитый горный перевал Саланг в горах Гиндукуш. Еще этот перевал называли «дорогой жизни». Он имел огромное стратегическое значение, так как связывал северную и центральную части Афганистана. По петляющей горной дороге на высоте около4 000 метровнад уровнем моря, по тоннелю (длиной2 700 метров) в горах шли машины с грузами — доставляли продовольствие и боеприпасы нашим войскам. Представляете, заезжаешь на перевал — жара, на самом хребте — холодно, а потом опять летняя погода. Дорога очень опасная — обрывы, пропасти, сверху летели камни, сходили лавины. Мы однажды подожгли покрышку от КамАЗа и сбросили ее в пропасть. В бинокль смотрели, но так и не смогли увидеть, как она достигла дна. Вот по такой дороге мы ходили на Хайратон к советской границе. Привозили оттуда новые радиостанции, аккумуляторы для них и многое другое. А первые полгода службы я ходил на боевые операции в горы. Основной задачей связистов было держать связь с полком, с центральным пунктом боеуправления. Бывало, поднимались на такую высоту, что даже вертолеты не могли туда долететь. Трудно было дышать, воздуха не хватало, а мы шли. Позже мы в основном сопровождали колонны, которые перевозили различные необходимые грузы для нашей армии. Во время сопровождения по ущелью одной из таких колонн пришлось заменить стрелка — сел за пулемет. Дело было так. Мы увидели душманов в горах, по радиостанции передали в полк, что впереди «духи». В ответ поступил приказ скорректировать огонь для вертолетов и стрелять. Я выстрелил по душманам. Быстро прибыли вертушки и уничтожили врага — наша колонна прошла без единого выстрела со стороны «духов». За это меня представили к высокой награде — получил медаль «За боевые заслуги».

За спиной солдата Буневича — река Панджшер

Кроме медали, у Игоря Петровича есть несколько полковых грамот, грамота Президиума Верховного Совета СССР воину-интернационалисту с личной подписью Михаила Горбачёва «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан». А еще родителям солдата из далекого Афганистана пришло два благодарственных письма за хорошее воспитание сына.

— Домой, маме, я писал почти каждый день, — продолжает рассказывать Игорь Буневич. — Когда я попал в Афган, мать тяжело заболела. Поэтому, чтобы ее хоть как-то успокоить, писал как можно чаще. Писал также своим друзьям, девушке (будущей жене), тете Ане (маминой сестре). А еще свои мысли в прозе и в стихах записывал в дембельский блокнот. Туда же записывались наши солдатские афганские песни. Альбомы нам делать не разрешали, поэтому оставалось довериться маленьким листкам блокнота.

Вот несколько строчек из того самого дембельского блокнотика Игоря Буневича:

Не полигонная стрельба

Несется меж ущелий —

То смертоносная война

Двух мнений-поколений.

— Афганская война, — говорит Игорь Петрович, — была для нас школой жизни, выносливости, выдержки. Война сплотила всех, кто прошел через ее испытания. Сначала мы были сослуживцами, а потом стали братьями. И не важно, в какие моменты жизни проявлялось это наше воинское братство: будь то время, когда мы с риском преодолевали Саланг или когда мы глушили рыбу в реке Панджшер и потом все вместе тащили ее в часть, а командир полка нас поймал. Мы всегда могли постоять друг за друга, поддержать в трудную минуту.

Глусские ветераны-афганцы Игорь Губарев и Игорь Буневич активно общаются со своими боевыми товарищами, сослуживцами. Особенно сейчас, когда с помощью интернета появилась возможность найти тех, о ком ничего не знали со времени демобилизации. Бывшие сослуживцы ездят друг к другу в гости, дружат семьями.

Сейчас ветераны Афганистана Игорь Губарев и Игорь Буневич живут обычной жизнью. У них семьи, дети, а у Игоря Петровича уже и внуки. Есть у каждого и свои увлечения. Игорь Губарев, например, состоит в Белорусском клубе любителей квадроциклов, а еще он увлекается охотой и рыбалкой. Игорь Буневич — большой любитель зимней рыбалки, увлекается техникой, а с появлением внуков обнаружил в себе задатки скульптора — лепит замечательных снеговиков.

Ветераны-афганцы — свидетели событий новейшей истории. И не важно, как сейчас называют эту войну — первой антитеррористической операцией или просто ошибкой советского руководства, — мы должны знать, помнить о ней, как о части нашей истории. А дети и внуки афганцев должны знать, какими дорогами войны прошли их отцы и деды.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото автора, Сергея РУДИНСКОГО и из личных архивов Игоря Губарева и Игоря Буневича

Последние новости

80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла сегодня в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

Первое заседание VII ВНС состоится 24—25 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Продлили контракт на правовом приеме! Какие еще проблемы помог решить профсоюз?

19 апреля 2024
Культура

Выставка работ учащихся Центра творчества Глуска открылась в районном музее

19 апреля 2024
Общество

Республиканский субботник пройдет в Беларуси 20 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Отсрочки, штрафы и СМС‑повестки — о каких новациях нужно знать будущим призывникам

19 апреля 2024
Общество

Ремонт в городской бане Глуска

18 апреля 2024
Актуально

На территории Глусского района проходит специальная программа «Допинг»

18 апреля 2024
Актуально

Когда судом применяется специальная конфискация

18 апреля 2024
Культура

Афиша Глуска: куда сходить и что посмотреть на досуге

18 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

В Глусском районе проверили готовность лесной охраны к пожароопасному периоду

7 апреля 2024
Происшествия

В центральном парке Глуска кто-то варварски вырвал скамейку

6 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

9 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024