«Здравствуйте! Санитарная служба», или О том, как проходил совместный рейд центра гигиены и эпидемиологии и редакции
«Здравствуйте! Санитарная служба», — с таких слов начиналось посещение магазинов и заведений общепита во время мониторинга, который проводили сотрудники районного центра гигиены и эпидемиологии 1 февраля. В рейд главный санитарный врач района Тимур Рязанов пригласил и сотрудников редакции. «Сроки и соблюдение режима хранения продуктов, санитарное состояние помещений и закрепленной территории, наличие спецодежды, необходимых документов — на эти и ряд других критериев обязательно обращает внимание санитарная служба», — пояснил Тимур Михайлович.
Правда, начало рейда оказалось не совсем таким, как задумывалось. Первым пунктом нашего маршрута значился магазин Глусского райпо в деревне Подлужье. Увы, проверить сроки годности товара здесь не получилось: дверь была закрыта на засов. Режим работы обозначен на вывеске — с 11:00 до 14:00, мы подъехали ровно в 11 утра… На обратном пути, где-то часов в 12, магазин все так же был недоступен для посещения. Каких-то записок, поясняющих, почему закрыто, мы не увидели.
Такая же картина — с запертой на засов дверью — оказалась и в магазине деревни Зеленковичи, работающем (сужу по вывеске) с 10:00 до 15:00. Оказавшийся рядом местный житель, скорее всего, истопник, пояснил, что продавца вызвали в Глуск, может, для отчета, может, еще для чего. Никакой информации об этом на двери магазина, как и в Подлужье, тоже не было. Зато возле обоих магазинов было очень скользко, и это тоже нарушение, пояснил главный санитарный врач: «Не выполнены противогололедные мероприятия. Даже если магазин закрыт, дорожки должны быть посыпаны песчано-солевой смесью».
В агрогородке Берёзовка первой мы посетили «Бутербродную». Уютное чистое помещение, приличный для сельского кафе ассортимент, приветливый продавец… На мой субъективный взгляд, все в порядке. Но что скажут специалисты?
Тимур Рязанов и помощник врача-гигиениста Татьяна Рустамова проверили температурный режим в холодильных витринах, сроки годности продуктов, причем не только колбасы или майонеза, но даже приправ, спиртного и шоколадок. Обратили внимание сотрудники санитарной службы на доски и ножи для нарезки, ведь для хлеба, сыра или мяса они должны использоваться разные. Поинтересовался санитарный врач и ассортиментом, в частности, кулинарной продукцией, которой на витринах мы не увидели. Оказывается, все раскупают, потому что заказывает заведующая немного, штук по 10 каждого вида, — ровно столько, чтобы хватило желающим и не оставалось, ведь срок реализации — всего шесть часов. Подход разумный. Проверили специалисты райЦГЭ и состояние прилегающей территории, в частности, мусорных урн. Оказывается, по саннормам они должны быть заполнены не более чем на две трети. «В целом это заведение общепита можно рассматривать как положительный пример, — прокомментировал Тимур Михайлович. — Грубых нарушений нет. Из замечаний — мягкие игрушки на витрине рядом с продуктами, такое совместное хранение недопустимо, а также отсутствие головного убора у продавца».
«Обратите внимание: продукция, как и требуется, аккуратно выложена на подносы, продавцы в чистой спецодежде, в шапочках», — прокомментировал главный санитарный врач, когда мы вошли в магазин агрогородка Берёзовка. Но специалисты санитарной службы не привыкли доверять только внешнему виду, ведь в приличном с виду помещении могут встретиться самые грубые нарушения, поэтому проверили и сроки годности, и температурный режим холодильников, и правила «соседства» продуктов… И здесь обошлось без существенных замечаний.
В списке запланированных к посещению были заведения не только района, но и Глуска. Для начала мы заехали в магазин «Слободской». Здесь нарушение Тимур Михайлович заметил практически с порога: ценники лежали прямо на неупакованной продукции. Далее стандартная схема проверки — сроки годности, наличие необходимых документов, температурный режим… И если в витринах для продуктов плюс и минус соответствовали нормам, то в самом магазине явно ощущался недостаток тепла. Так и есть: всего +11, а это уже нарушение условий труда работников, пояснил главный санитарный врач. Возле магазина мусорная урна оказалась заполнена больше, чем положено, и это тоже непорядок.
В магазине «Мечта хозяйки», принадлежащем ЧПТУП «Белый Медведь-максимум», царил образцовый порядок: продукция находилась на подносах, ценники на специальных подставочках, температурный режим в норме, у продавцов спецодежда, по срокам годности тоже замечаний не оказалось.
А вот в «Кулинарии» Глусского райпо не в соответствии с назначением использовался разделочный инвентарь, то есть ножи и доски. Здесь Тимур Рязанов тоже проверил все досконально, особое внимание уделив кулинарной продукции, ведь у пирожков или беляшей срок реализации всего несколько часов, но даже за эти несколько часов, если их неправильно хранить, вкусная начинка может превратиться в неприятный сюрприз для покупателя. Впрочем, здесь как раз все оказалось в порядке.
Очевидно, что мониторинг, который проводили специалисты санитарной службы, серьезных нарушений, которые могут угрожать здоровью потребителей, не выявил. «Если обнаруживаем грубые нарушения, например, находим продукты с истекшим сроком годности, составляем протокол, и виновные получают наказание. При таких же нарушениях, как мы видели сегодня, даем рекомендации для их устранения», — пояснил Тимур Рязанов.
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото автора