Обратите внимание на качество цифровых услуг
Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается ежегодно 15 марта. В 2017-м его тема — «Потребительские права в цифровую эпоху». Всемирная организация потребителей, членом которой является общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», в этом году призвала обратить внимание на права потребителей в цифровой среде.
В настоящее время индустрия электронной коммерции по организации продажи товаров и оказанию различных услуг в интернете развивается очень быстро. Можно, не выходя из дома, купить все необходимое — от хлеба до вечернего платья. Причем все это еще и привезут прямо к вам домой. Развитие интернета привело к революции в возможностях покупки и продажи товаров. Все больше людей по всему миру используют преимущества онлайн-торговли — свыше 40 % интернет-пользователей хотя бы один раз совершали покупки в сети.
Но, как и в любом виде торговли, здесь неизбежны проблемы. Это могут быть, например, низкое качество обслуживания, неисправные или поддельные товары, проблемы, характерные только для онлайн-торговли: плохое качество доставки или товар, не соответствующий описанию, размещенному на сайте продавца.
При пользовании цифровыми услугами (доступ в интернет, мобильная связь) тоже возникают проблемы. Все чаще пользователи подвергаются риску мошенничества с кредитными картами или хищениями персональных данных в сети интернет. Кроме того, интернет или мобильные приложения могут перестать работать. Но поскольку цифровые услуги предоставляются целым рядом провайдеров, работающих вместе, то очень сложно определить, кто несет ответственность за некачественное оказание таких услуг. Допустим, интерактивное цифровое телевидение (IPTV) не показывает каналы несколько часов. Трудно доказать, что такое обстоятельство имело место, и еще определить, с чем эта неисправность была связана — с работой провайдера услуг интернета, самим устройством или каналом.
Решение споров, связанных с электронной торговлей, а также оказанием услуг, может потребовать значительных затрат времени, денег и усилий. Поэтому зачастую потребители даже не пытаются разрешить спор, не используют свои права, закрепленные в законодательстве, особенно если сумма сделки небольшая. Это приводит к снижению доверия и уверенности в электронной торговле и других онлайн-услугах.
На сегодняшний день торговля и оказание услуг в интернете регулируются Законом Республики Беларусь «О торговле» и Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а также Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля2004 г. № 384 и Правилами осуществления розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31.