Темы

А как у них? Белорусские учителя познакомились с опытом чешских коллег

А как у них? Белорусские учителя познакомились с опытом чешских коллег

Многие думают, что учителя, как и их ученики, во время школьных каникул отдыхают. Занятий же нет — что еще делать? Но это мнение ошибочно. На каникулах, когда нет уроков, у учителя есть возможность поучиться самому. Нет, не думайте, что наши педагоги некомпетентны. Но учительская профессия обязывает постоянно пополнять свои знания, учиться чему-то новому, чтобы идти в ногу со временем, чтобы не отставать от быстро развивающегося информационного общества. Глусские педагоги так и делают. Например, учитель истории и обществоведения гимназии Глуска Сергей Сергеев на весенних каникулах (с 27 марта по 1 апреля) в составе делегации учителей из Беларуси побывал в Чехии, в образовательной поездке. Организаторами ее выступили Национальный институт образования Республики Беларусь и Ассоциация международных связей (Чешская Республика). Белорусские педагоги побывали в Праге, посетили несколько школ, познакомились с опытом чешских коллег по развитию медиаобразования (направление в педагогике, основная задача которого — подготовить детей к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить их понимать ее, оценивать ее достоверность, осознавать последствия ее воздействия на психику). Своими впечатлениями о поездке Сергей Евгеньевич поделился и с нами.

— Эта поездка была очень интересной, насыщенной и познавательной, — рассказал он. — Связана она была с международным чешско-белорусским проектом по медиаобразованию, который существует и активно работает уже несколько лет. Среди белорусских педагогов медиаобразование, как одно из самых популярных педагогических направлений в мире, тоже активно начинает использоваться, поэтому интересно было познакомиться с опытом чешских коллег по развитию этого направления. За время поездки мы посетили три школы — большую городскую в Праге, сельскую школу на 90 человек в деревне Паненски Тынец и школу на 600 человек в городке Печки (его можно сравнить по количеству населения с Глуском). Мы знакомились с новыми технологиями в медиаобразовании и с системой образования в чешских школах в целом. Надо сказать, что с белорусской системой она немного схожа, но есть и существенные отличия. Так, в чешских школах больше свободы как для ученика, так и для учителя. В чем это проявляется? Для учителя, например, свобода в том, что каждое учебное заведение может самостоятельно формировать свои учебные программы, утверждать их и работать по ним. В совет школы входит девять человек: три учителя, три родителя и три человека из мэрии. Именно они решают все вопросы, связанные с жизнью и работой школы в учебном году. Для учеников свобода выражается, например, в отсутствии жестких дресс-кодов. Все дети одеты очень просто, впрочем, как и учителя. Ни в одной школе мы не увидели строгих официальных деловых костюмов ни на учениках, ни на педагогах. В Чехии в плане одежды вообще действует принцип: «Чем проще, тем лучше». Еще одна отличительная черта чешских школьников, которая бросилась в глаза, — раскрепощенность. Дети в присутствии иностранной делегации, которая пришла к ним на урок, вели себя абсолютно спокойно, непринужденно. В одном из классов школьники на одной половине доски нарисовали чешский флаг и в виде рисунков обозначили характерные черты своей родины, а на другой половине нарисовали белорусский флаг, драники, самую высокую точку Беларуси, еловый лес, озеро. Это было своеобразное приветствие для нас.

Впечатлило техническое оснащение школ. Интерактивные доски есть не в каждом кабинете, но зато в каждом классе, кроме обычной доски, есть проектор, который можно задействовать на уроке ежедневно. У каждого учителя есть персональный компьютер с выходом в интернет. Все эти технические приспособления необходимы для того, чтобы учить детей медиаграмотности.

Учебники у ребят по формату больше напоминают журналы. В них очень много картинок, наглядности. И вообще, весь урок по любому предмету построен так, чтобы детям дать возможность не только услышать или прочитать, но и потрогать, сделать что-то своими руками, провести эксперимент и так далее.

В школах нет бумажных классных журналов, а у детей нет привычных для нас дневников. Такая документация уже перешла в цифровой вариант — электронные журналы и дневники. (К 2020 году ввести электронные журналы и дневники планируется в 70 % школ Беларуси. — Авт.). Например, в таком дневнике учитель не только выставляет оценку, но и может ее прокомментировать для родителей. Кстати, система оценок в чешских школах от 1 до 5 баллов, причем 1 — это отлично. В чешских школах есть еще один интересный момент: кроме педагога, в классе работает еще и помощник учителя. Например, если ребенок стеснительный, трудно усваивает материал или у него есть какие-то психологические проблемы, то с ним на уроке занимается (помогает ему) помощник учителя. Так, в пражской школе работает 20 учителей и семь помощников. И в сельской школе, где в классе занимались три ученика, такая помощница у учителя тоже была.

Еще один интересный момент: все стены в школах увешаны только детскими работами. Сейчас в европейских школах практикуется такая система, при которой любая детская работа (рисунок, поделка или что-то другое), красивая или не очень, заслуживает внимания — она должна быть выставлена, озвучена.

В школах Чехии, как и у нас,  существуют свои проблемы. Например, дети не любят читать или читают очень мало. И родители своим маленьким детям тоже почти не читают книг. Нам рассказали об очень интересной акции, которая проводилась по всем школам страны, — «Ночь с Андерсеном». Ее цель — вызвать интерес к чтению. Проходила она так. В пятницу вечером ученики младших классов оставались ночевать в школе. Родители привезли детям пледы, одеяла, подушки. Накануне в школе проводились мероприятия: старшеклассники разыгрывали мини-спектакль по мотивам сказок, дети участвовали в квестах. А вечером перед сном учителя зажгли свечи и в такой обстановке читали детям сказки Андерсена. Детям было очень интересно не только послушать сказки, но и переночевать в школе.

Запомнился еще один интересный факт: в сельской школе в деревне Паненски Тынец нет звонков на урок и с урока, но это не сказывается на школьной дисциплине — учителя и дети просто следят за временем и, отработав положенные 45 минут, расходятся на перемену. При всем том, что в чешской школе царит определенная свобода и демократический уклад, тут везде порядок и организованность как со стороны педагогов, так и со стороны (что очень важно) учеников.

В одной из школ, где мы были, чтобы заработать дополнительный доход (внебюджетку), дети собирают апельсиновые корки. Приносят их из дома и ссыпают в большие мешки, которые стоят в школе, а потом их везут на переработку. Вырученные деньги идут на призы, подарки для детей.

Что можно было бы позаимствовать из опыта чешской школы для нас? Думаю, медиаобразование — как раз то, что можно и нужно у нас применять. Чешские педагоги активно на уроках используют информационные возможности интернета. Показывают детям, как правильно пользоваться поисковыми системами, как найти нужную информацию на YouTube и других интернет-ресурсах. Ведь книги на бумаге постепенно уходят в прошлое, а будущее именно за интернетом. И нужно научить детей правильно и безопасно для них искать там необходимую для развития и учебы информацию.

Подготовила Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото из архива Сергея Сергеева

Последние новости

Актуально

Об ответственности за распространение экстремизма

24 апреля 2024
Общество

Олег Дьяченко: “Наша сила – в единстве и сплочённости”

24 апреля 2024
Общество

День призывника состоялся в Глуске

24 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

24 апреля 2024
Общество

Внимание! Нужна помощь в поисках человека!

24 апреля 2024
Актуально

Районный день охраны труда прошел в Глуске

23 апреля 2024
Общество

Анжела Полупанкова: всё происходящее на ВНС буду рассматривать с точки зрения защиты человека-труженика

23 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Дмитрий Махунов: ВНС — это возможность участвовать в принятии стратегических решений на благо государства

23 апреля 2024
Общество

Говорят делегаты ВНС. Директор Глусского районного музея Наталья Акулич

23 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024