Темы

Дом без насилия

Дом без насилия
Участники круглого стола Мария Громыко, Геннадий Буклей, Елена Герман и Лариса Ермакова

«Открытый разговор о домашнем насилии» — такую тему 26 апреля в редакции районной газеты обсудили специалисты, которым по долгу службы чаще других приходится видеть, какие трагедии происходят за закрытыми дверьми как семей неблагополучных, так и имеющих имидж добропорядочных. Начальник отделения охраны правопорядка и профилактики Глусского РОВД Геннадий Буклей, заведующая отделением социальной адаптации и реабилитации районного центра социального обслуживания населения Елена Герман, психолог этого же центра Мария Громыко и методист по охране прав детства отдела образования, спорта и туризма райисполкома Лариса Ермакова говорили о том, что должен знать каждый из нас.

РЕД.: Для начала давайте поговорим о том, что, образно говоря, лежит на поверхности, — семейных скандалах, драках, когда люди обращаются за помощью в милицию, а потом уже о более скрытых от посторонних глаз видах семейного насилия: психологическом и экономическом.

Г. БУКЛЕЙ: За первые три месяца этого года в РОВД поступило 52 сообщения о семейных скандалах. Хочу отметить, что теперь каждого скандалиста мы изолируем на одни сутки. Затем идет разбирательство, и стороны или мирятся (таких случаев было 6 из 52), или виновника штрафуют или арестовывают на срок до 15 суток.

Если у граждан, которые впервые привлекаются за семейно-бытовой конфликт, есть дети, информация направляется в инспекцию по делам несовершеннолетних. Таким образом, за семьей уже наблюдают и специалисты, которые по долгу службы призваны защищать права детей.

Второй скандал — выдается защитное предписание. За январь — апрель таких предписаний было 9. Что значит защитное предписание? Например, в течение месяца скандалисту запрещается приходить домой, общаться по телефону или интернету с пострадавшими от его насилия родственниками. Мы контролируем, как выполняется защитное предписание. Как только фиксируем факт нарушения, составляем протокол неповиновения, и за этим следует административное наказание. Так, например, сына-скандалиста, которого сотрудники РОВД застали дома у матери в течение срока действия защитного предписания, арестовали на пять суток. Обращаю внимание граждан, что защитное предписание может быть установлено в отношении не только родственников, но и сожителей.

Хочу также напомнить, что скандалы, оскорбления, побои, угрозы убийством, истязания влекут не только административные наказания (штрафы или аресты), но и уголовную ответственность, в том числе лишение свободы.

РЕД.: Всегда ли, когда в семье происходит ссора, можно говорить о семейном насилии?

Е. ГЕРМАН: Не все домашние скандалы нужно расценивать как семейное насилие. У некоторых людей такой стиль жизни, им нужна «перчинка» в отношениях или они привыкли общаться на повышенных тонах и не страдают от этого. Кроме того, люди могут ругаться из-за чего-то, кричать, отстаивая свою точку зрения, но, как только они находят решение вопроса, из-за которого ссорятся, скандал заканчивается. Совсем другая схема отношений, когда в семье есть физическое или психологическое насилие.

М. ГРОМЫКО: Домашнее насилие может иметь множество форм и видов. Мальчики становятся жертвами сексуального и физического насилия, пожилые члены семьи также подвержены домашнему насилию, некоторые мужчины страдают от агрессивных действий своих жен. Однако преобладающее большинство пострадавших от насилия в семье или интимных отношениях — это женщины и девочки. Такой выраженный гендерный характер домашнего насилия напоминает нам, что во всем мире женщины страдают от насилия именно из-за того, что они — женщины.

Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если агрессор в семье практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет и душевную травму, а не только телесную боль. Экономическое насилие зачастую строится на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия.

Проблема домашнего насилия является комплексной и по своим последствиям, и по причинам, которые рождают такой вид жестокости. Но прежде всего насилие — это проблема здоровья, поскольку последствиями его могут быть  травмы, инвалидность, убийства, самоубийства, зависимости, депрессии и так далее.

Е. ГЕРМАН: По данным различных научных исследований, около трети умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений на бытовой почве предшествуют затяжные семейные конфликты. В каждой четвертой семье распространено насилие в той или иной его форме, и чаще всего объектами рукоприкладства становятся женщины.

РЕД.: Вы говорите о каждой четвертой семье. Но ведь столько людей за помощью не обращается.

М. ГРОМЫКО: К сожалению, люди боятся огласки, разговоров… О семейном насилии в большинстве случаев становится известно, когда поступает вызов в милицию. Бывает, что люди звонят по телефону доверия, просят совета, но раскрываться не хотят, не представляются, боятся, например, что муж-тиран узнает.

Не так просто выявить факты семейного насилия, ведь женщина, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам. Однако человеческое терпение не бесконечно, и порой спокойная, милая женщина, уставшая от мужа-тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами.

РЕД.: Кто такой домашний агрессор, каков его психологический портрет?

М. ГРОМЫКО: Возьмем классическую пару: муж-агрессор и жена-жертва. Как правило, агрессоры — это двуличные люди. Вне дома они милые, уважительные, корректные, ведут себя безукоризненно, на работе их ценят. Когда пара на людях, то кажется, что счастливей их нет, все знаки внимания — жене. На самом же деле агрессор держит свою жертву в постоянном стрессе, устанавливая свою власть над ней, ограничивает сначала общение с подругами, потом с родственниками, лишает ее каких-то увлечений (например, не пускает на фитнес), говорит: «Зачем тебе ходить на работу, где платят копейки? Сиди дома». В итоге у женщины ничего не остается, кроме зависимости от мужа-агрессора.

С чего обычно начинается семейное насилие? С угроз, оскорблений, ревности (не вовремя пришла, не туда ходила, не с тем говорила, не так что-то сделала, не то купила). Со временем все это накапливается, усиливается, доходит до рукоприкладства. После агрессор клянется, что никогда такое больше не повторится, задаривает жену… Женщине, конечно, хочется ему верить, она в большинстве случаев ничего никому не рассказывает… В семье может даже начаться второй медовый месяц. Но проходит время, цикл повторяется, периоды медовых месяцев сокращаются, а периоды психологического, экономического давления увеличиваются, снова происходит акт насилия. Если жертвы терпят такое годами, у них складывается определенная психология: они не видят выхода, не верят в свои силы, отказываются от психологической помощи, смиряются со своей судьбой, думая, что без мужа, пусть он и тиран, они не смогут вырастить детей, боятся остаться одинокими, разведенными, боятся потерять жилплощадь… А еще наши люди, к сожалению, путают психиатра и психолога, считают, раз обращаешься за психологической помощью, значит, ты болен. На самом деле психологическая помощь заключается в том, чтобы все проанализировать, разложить по полочкам, открыть женщине глаза, подсказать выход.

Е. ГЕРМАН: Кстати, женщина, которая постоянно подвергается семейному насилию, мужу сделать ничего не может, зато срывается  на детях.

Л. ЕРМАКОВА: Действительно, все идет от семьи, и хорошее, и плохое. Агрессивное поведение детей, трудности в школе, в общении со сверстниками или взрослыми — это прежде всего проблемы в семье. Поэтому вместо того, чтобы ругать или наказывать ребенка за что-то, надо разобраться, почему он так делает. Очень плохо, когда ребенок становится свидетелем семейного насилия, это плохо для его психики, для его дальнейшего образа жизни, общения и, самое главное, — здоровья.

М. ГРОМЫКО: Опасно, когда дети становятся свидетелями насилия в семье. Они переживают, почему их родители не такие, как все, боятся, страдают, получают глубокую психологическую травму. Став взрослыми, они обычно перенимают модель поведения родителей: мальчики становятся агрессорами, девочки — жертвами, выбирают себе мужа-агрессора.

Е. ГЕРМАН: Нельзя превращать детей в защитников, ведь со временем защитник может стать палачом. Взрослые должны решать свои проблемы без участия детей.

Л. ЕРМАКОВА: Хочу вот еще о чем сказать. Бытует ошибочное мнение, что если женщина, у которой есть дети, сообщает в милицию о скандале, то из семьи, которая попадает в категорию находящейся в социально опасном положении, могут забрать детей. Это не так. Специалисты по защите прав детства действительно посещают семьи, но в первую очередь для того, чтобы помочь, оградить детей от семейного насилия. Конечно, если в семье такая обстановка, что есть реальная угроза для здоровья и жизни детей, с нашей стороны, со стороны правоохранительных органов предпринимаются более решительные действия.

РЕД.: Какую еще защиту может получить человек, страдающий от семейного насилия?

Е. ГЕРМАН: Один из главных элементов оказания помощи — «кризисные» комнаты. В Беларуси при центрах социального обслуживания населения их функционирует порядка 105. С 2009 года открыта такая комната при Глусском РЦСОН, ею воспользовалось 10 человек. «Кризисная» комната — это оборудованное помещение с отдельным входом, там есть мебель, кухня, душ, туалет. Предоставляется она для временного пребывания и получения психологической, юридической, реабилитационной помощи. Там даже побои помогут снять. Кстати, на законодательном уровне обсуждается вопрос освобождения женщины от работы, пока она находится в «кризисной» комнате.

М. ГРОМЫКО: Важно понимать, что люди, собирающиеся уйти, тем более в ситуации домашнего насилия, всегда задаются вопросом: куда? Этот вопрос касается и жилплощади, и всей жизни в целом. Всегда проще уходить куда-то или к кому-то. Но бывает, что у жертвы домашнего насилия нет ни материальных ресурсов, ни поддержки. Люди, постоянно слышащие унижения и оскорбления, терпящие издевательства и побои, постепенно убеждаются в собственной неспособности действовать. Нужно много смелости, чтобы сделать шаг в неизвестность и начать выстраивать новую жизнь. Государство и общество должны быть готовы помочь такому человеку в его непростом решении.

РЕД.: Как попасть в «кризисную» комнату?

Е. ГЕРМАН: В рабочее время человек может позвонить нам по телефонам 42-5-44, 41-3-66, 40-9-05. В нерабочее время — обратившись в РОВД. Сотрудники милиции в любое время суток могут связаться с работниками социальной службы и отвезти в «кризисную» комнату. Не поместят в «кризисную» комнату детей без взрослого (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), людей, находящихся в нетрезвом виде, состоящих на диспансерном психоневрологическом учете, недееспособных. Раньше срок пребывания в «кризисной» комнате был 10 дней, теперь ограничений нет. Но, естественно, есть правила внутреннего распорядка, которые необходимо соблюдать. Чай и к чаю на первое время, конечно, там есть, но вообще питание, лекарства, средства гигиены — все это за свой счет.

РЕД.: Проблему, которую мы сегодня обсуждаем, можно назвать вечной. Сколько семей — столько нюансов. Да и на чужих ошибках люди, как правило, не учатся. Тем не менее, что надо знать нашим читателям, которые, почитав этот материал, поняли, что сталкивались сами или их знакомые с людьми и ситуациями, о которых вы рассказывали?

Е. ГЕРМАН: Надо знать, что в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится. После первого же скандала, закончившегося рукоприкладством, надо обращаться за помощью. Семейное насилие — это не проблема одного, двух человек, это проблема всего общества.

Ирина ГРОМЫКО

Фото Сергея РУДИНСКОГО

Последние новости

Общество

Профсоюзы Глусчины: движение вперед

25 апреля 2024
Власть

Заседание ВНС в качестве конституционного органа впервые состоялось 24 апреля, принятые решения подписаны избранным председателем

25 апреля 2024
Актуально

Об ответственности за распространение экстремизма

24 апреля 2024
Общество

Олег Дьяченко: “Наша сила – в единстве и сплочённости”

24 апреля 2024
Общество

День призывника состоялся в Глуске

24 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

24 апреля 2024
Общество

Внимание! Нужна помощь в поисках человека!

24 апреля 2024
Актуально

Районный день охраны труда прошел в Глуске

23 апреля 2024
Общество

Анжела Полупанкова: всё происходящее на ВНС буду рассматривать с точки зрения защиты человека-труженика

23 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024