Как живут пожилые люди? Те, кому на склоне лет выпало коротать свой век вместе со взрослыми детьми, однажды переступившими черту закона? Те, кто всю жизнь терпел выходки пьяного мужа и жил по принципу «бьет — значит любит»? Именно эти семьи всегда находятся под контролем сотрудников правоохранительных органов. Во время проведения специального комплексного мероприятия «Внимание — возраст!» совместно с участковым инспектором милиции Александром Ляпко мы побывали в семьях, где пожилые люди проживают совместно с лицами, состоящими на профилактическом учете.
Николай Фёдорович живет вдвоем с сыном. Вообще, у него двое сыновей и четверо дочерей. Так что любовью и вниманием детей не обделен. В случае чего есть с кем встретить старость. Зная со слов участкового жизненную ситуацию Николая Фёдоровича, спросила, почему он из всех детей отдал предпочтение именно этому сыну, непутевому, который и в тюрьме успел посидеть, и скандалит, как выпьет, в общем — доставляет массу переживаний и хлопот. На этот счет у Николая Фёдоровича свои аргументы. Говорит, что из своего дома никуда не собирается уезжать. А сын? Так не такой он уж и плохой, когда трезвый. И по дому помогает, и огород прополет, а главное, не жадный. «Я ему так и сказал: если выпьешь — лучше не приходи домой», — подвел черту под разговором отец. Пока что, судя по его словам, в их семье нет конфликтов. Сын сразу же после освобождения из тюрьмы устроился на работу к фермеру. И себе на жизнь зарабатывает, и продукты в дом покупает. Если так будет и дальше: не будет скандалить, не будет досаждать отцу и тот перестанет звонить и жаловаться в милицию — то отпадет необходимость контроля со стороны правоохранительных органов.
Эта семья, где муж и жена находятся в постоянном противостоянии друг другу, выделяется среди всех скандалистов. Их личная жизнь уже давно стала предметом обсуждений на местечковом уровне. Нина Ивановна и Алексей Витальевич (так их назовем) настолько часто ссорились и дрались, что в последние годы стали постоянными клиентами на заседаниях совета общественного пункта охраны правопорядка. Я несколько раз присутствовала на таких мероприятиях. Слышала взаимные упреки и обвинения супругов. Мужа предупреждали, штрафовали, пару лет назад даже судили за истязание супруги. Год отсидел в местах лишения свободы. А в мае 2017 прозвучал очередной приговор суда Глусского района: уголовное дело закончилось штрафом в 690 рублей. Теперь Алексей Витальевич уверен, что это его последнее наказание. Возраст уже не тот, да и здоровье совсем сдало — практически ничего не видит. Слушаешь теперь этих людей и думаешь: это же сколько надо было вытрепать друг другу нервов, сколько надо было пережить скандалов, чтобы наконец остановиться? «Ради чего?» — задаю я им вопрос и не слышу ответа.
Стоит ли дальше в подробностях описывать всех, с кем мы встретились во время проведения акции? В тот день все, кого проверяли, как будто сговорились — у всех все было хорошо. Начальник отделения охраны правопорядка и профилактики РОВД Геннадий Буклей пояснил, что такое затишье у некоторых временное. Возможно, свою роль играет профилактическая работа с ранее судимыми лицами, которых сотрудники милиции ежемесячно посещают по месту жительства. А уж если кто и срывается и начинает устраивать скандалы в семье, тогда применяются более действенные меры: привлечение к административной ответственности, а дальше — сбор документов для отправки в ЛТП. Кстати, в этом году туда уже отослали пять человек. Подводя черту под сказанным, Геннадий Буклей добавил, что есть и другой путь решения всех вопросов — на протяжении года не скандалить и не попадаться в поле зрения сотрудников РОВД. Это и будет повод, чтобы человека перестала контролировать милиция. Пока же на профилактическом учете в РОВД состоит 28 человек.
Ольга ЧУЧВАЛ