Темы

Владимир Ковхута. Любить землю. Любить людей. Любить песню

Владимир Ковхута. Любить землю. Любить людей. Любить песню

Фотографии снизу — больше 20 лет, она была напечатана в районной газете «Радзіма» 5 апреля 1997 года. На ней — механизатор существовавшего тогда колхоза «Родина» Владимир Ковхута возле трактора, который он получил как лучший механизатор района. «…Кіраўніцтва гаспадаркі ахарактарызавала яго лаканічна — выдатны спецыяліст. Такіх бы чалавек дзесяць, і калгас хадзіў бы ў перадавіках. У мінулым годзе Уладзімір Мікалаевіч адзін займаўся вырошчваннем бульбы ў брыгадзе Клетнае. Ураджайнасць у яго склала 180 цэнтнераў з гектара, па калгасу ж — 120 цэнтнераў», — гласит подпись под фотографией. Тут же отмечается, что Владимир Ковхута — отличный самодеятельный артист, ни одно мероприятие в клубе не проходит без его участия.

Механизатор колхоза «Родина» Владимир Ковхута возле трактора, который ему вручили как лучшему механизатору района. Фотография из газеты «Радзіма» от 5 апреля 1997 года

Как так получилось, что парень родом из далекого уральского края всем сердцем полюбил белорусские поля и не раз становился лучшим механизатором колхоза и района? Почему он решил покинуть Минск, где работал на заводе? И как умудрился и умудряется сочетать любовь к технике с увлеченностью сценой? Обо всем этом и о том, как живет герой фотоснимка 20-летней давности сейчас, мы решили спросить у него самого.

Владимир Ковхута действительно родился на Урале и жил там до 1969 года. Потом его бабушка и дедушка решили вернуться на родину, в Глусский район, откуда уехали после войны. Бабушка Хартина Харитоновна родом из Ольницы, дедушка Филипп Фёдорович — из Балашевич, а по возвращении с Урала они обосновались в Клетном. Родители Владимира тоже переехали, но в Пуховичский район, и 6-й класс мальчик оканчивал уже в Беларуси. Некоторое время спустя отчим Владимира поступил на сверхсрочную службу и родители уехали в Североморск. Так в феврале 1970 года Володя Ковхута оказался у бабушки и дедушки в Клетном.

Учился сначала в местной школе, потом в школе-интернате в Городке (Клетнянская школа в то время не могла вместить  всех учеников), после окончания десятилетки, ожидая призыва в армию, на лето устроился в колхоз. В армию ушел 5 ноября 1973 года. (У Владимира Николаевича в придачу ко всем его достоинствам еще и удивительная память на абсолютно все даты.)

В армии всё складывалось поначалу как нельзя лучше. Мечтал попасть в танковые войска и именно механиком-водителем — так и получилось. Но уже через месяц курсанта Ковхуту перевели в другой батальон наводчиком танкового орудия. Для 18-летнего парня, одержимого техникой, это была целая трагедия. Неделю от обиды даже не хотел ни с кем разговаривать. Но приказ есть приказ, пришлось подчиниться. К тому же замполит объяснил, что наводчик, по сути, главный человек в танке: от того, как быстро (в уме!) и правильно он сделает расчеты и насколько точно будет вести огонь, зависит жизнь экипажа. В общем, вскоре от предвзятости солдата к специальности наводчика не осталось и следа. «Если бы можно, я спал бы в танке, не вылезал из него, — вспоминает он. — Я изучил там каждую деталь. Меня сейчас среди ночи разбуди и попроси рассказать характеристики танков того времени, и советских, и зарубежных, — расскажу». Неудивительно, что за свое отношение к службе и «ревностное выполнение воинского долга на войсковых учениях» в марте 1975 года Владимиру Ковхуте была объявлена благодарность от имени министра обороны СССР маршала Советского Союза Андрея Антоновича Гречко.

После окончания службы Володя Ковхута пошел работать на автозавод в Минске. Там активно включился в общественную жизнь: выступал в самодеятельности, участвовал в спортивных соревнованиях. Одновременно устроился на подработку в магазин художником (!). Сейчас он с улыбкой вспоминает, что за эту работу денег не получал, зато с ним расплачивались вещами, и это было отличным подспорьем. Да и на заводе вскоре оценили молодого парня, который никогда не отказывался выйти в дополнительную смену: так и зарплата получалась больше, и заодно осваивал смежные специальности.

Может, мой герой и обосновался бы в Минске окончательно, но…

«Я помню, как первый раз увидел комбайны, — говорит Владимир Николаевич. — Это было в Пуховичском районе, мы с мальчишками куда-то ехали на велосипедах, и тут я увидел, как по полю идут комбайны. Большие машины, с козырьками, комбайнеры чумазые, в очках… На Урале ведь таких машин не было. Пацаны меня зовут, мол, поехали, а я стою на краю поля и не могу оторваться от этого зрелища, стою и вдыхаю запах поля, стерни… И вот это поле с комбайнами меня, уже взрослого, всегда тянуло к себе».

Всё решилось в 1977 году, когда Владимир Ковхута приехал на 9 Мая домой и директор Клетнянского клуба предложил пойти к нему худруком. А тут еще и дед стал просить внука, мол, переезжай поближе, будешь старику помогать.

«Конечно, я мог бы придумать немало аргументов против и остаться в Минске, тем более с завода меня отпускать не хотели, — говорит Владимир Николаевич. — Но вот то поле с комбайнами так и стояло перед глазами… В общем, я вернулся в Клетное».

Какое-то время Владимир Ковхута, как сейчас модно говорить, самоопределялся: работал в клубе худруком, уходил на стройку (женился, и семейная жизнь требовала больших доходов, чем могла дать культура), параллельно учился на шофера. Когда стройка зимой стала, снова вернулся в клуб, но уже директором центрального сельского Дома культуры. Потом работал в колхозе водителем и одновременно  занимался на курсах механизаторов. «В «Родине» механизаторский отряд был сильный, было на кого равняться и с кого брать пример», — вспоминает мой собеседник.

Свой первый трактор, старенький, он получил в 1982 году, довел его до ума и уже в декабре этого года был удостоен Почетной грамоты Могилёвского обкома комсомола «за достижение высоких производственных показателей в социалистическом соревновании». В 1984 году Владимиру Ковхуте доверили нести знамя на пленуме обкома комсомола, там же он был представлен к награждению именным трактором. Правда, по каким-то причинам техника до адресата так и не доехала.

«Зато в 1987 году мне «выдали» новенький трактор, было это 31 января 1987 года, стояли лютые морозы, — говорит Владимир Николаевич. — Да, я помню все даты, когда получал тракторы. Второй — 8 декабря 1989 года, на нем я отработал восемь лет. А тот, что на фотографии в газете, — 17 января 1997 года, документы вручали в «Орионе». Всю доверенную мне технику я старался содержать в самом лучшем виде, и если передавал ее другому механизатору, то мне было не стыдно: я точно знал, что с машиной полный порядок, нигде ничего не скрипит, не стучит, не болтается».

И правда, я слышала от разных людей, что машины, на которых работал Владимир Ковхута, содержались в таком состоянии, что у иной хозяйки на кухне не такой порядок.

«Надо любить технику, на которой работаешь. Когда ты любишь что-то, оно отвечает тебе тем же, даже если оно железное, — объясняет Владимир Николаевич. — Я в 1981 году на механизаторской практике попал к Ивану Григорьевичу Радкевичу помощником комбайнера. Пыль столбом, к концу смены все стекла запыленные. Я прибегал к комбайну рано утром, и к тому времени, как приходил комбайнер, в кабине не было ни одной соринки, стекла вымытые, всё вычищено и начисто вытерто. В 1982 году я получил новый картофелеуборочный комбайн. На этом комбайне, который переворачивает тонны земли, никакая комиссия, проверяющая состояние техники, не могла найти, к чему придраться: всё выметено, щеточкой вычищено, подкрашено, пленочкой обмотано и поставлено на колодочки. Да что говорить, если я, заболев в августе пневмонией, через несколько дней, чуть оклемавшись, вышел на работу: не смог доверить комбайн кому-то другому. А какой я был счастливый, когда на третий мой уборочный сезон мне дали новый комбайн, «Ниву»! На ней я отработал 11 лет, и любой механизатор, кто со мной работал, подтвердит, что за это время на моторе хоть бы капля масла появилась. Не у каждого хватит терпения, чтобы залезть по клавишам в комбайн и вынуть каждую соломинку, повыковыривать мусор из всех дырочек, с решетного стана… У меня хватало.

Конечно, работа и оплачивалась хорошо. Целую зиму мы возили торф, это были самые заработки, у меня выходило по 600 рублей  — феноменальные деньги. В марте, когда вот-вот должна вскрыться земля, уже неудержимо тянуло в поле. Неважно, пахать, сеять или разбрасывать. Мы были молодые, и нам хотелось везде успеть. Однообразие ведь приедается, а когда ты сегодня с культиватором, завтра с сеялкой, послезавтра с плугами или еще чем — другое дело. Я радовался каждому рабочему дню, каждый раз ждал этой новизны. Шел на работу — у меня душа пела. Да все мы с таким желанием шли на работу! Летом начиналась кормозаготовка, нас звали вперед лозунги типа «Животноводчеству — ударный фронт!». За перевыполнение нормы были премии, доплаты — только работай, и наши тракторы не глохли сутками. За три дня закладываем яму в 500 тонн — на звено получаем 150 рублей. Была еще чековая оплата. Норму отвез — 5 рублей зарплаты, полторы нормы — 5 рублей наверх, две нормы — 10 рублей, а за три — уже 15. Выдают чек — получаешь в кассе деньги. Чем не стимул? Тут не успели оглянуться — на носу уборочная, и каждый хочет подготовить комбайн так, чтобы потом было как можно меньше простоев».

К слову, отличная работа механизатора Ковхуты отмечена и многочисленными грамотами, среди которых (кроме уже названной выше)  — Почетная  грамота областного комитета комсомола за высокие показатели на весенне-полевом севе, грамоты райкома комсомола за активное участие в проведении весенне-полевых работ, на заготовке кормов. В 1991 году Владимир Ковхута занял 3-е место в районном соревновании пахарей.

«А как сочетается такая увлеченность техникой со сценой? Это же совсем разные вещи?» — интересуюсь я и получаю ответ: «Это всё составляющие общего интереса к жизни. Техника, сцена, рыбалка… Я самодеятельностью заболел раньше, чем техникой. Повторюсь: надо всё любить. Надо любить землю. Надо любить людей. Сцена — это общение со зрителями, с коллегами — теми, кто стоит слева и справа от тебя, кто сидит впереди, кто играет за спиной».

«Есть и такое мнение, что самодеятельность — несерьезное занятие для мужчин», — не унимаюсь я, но Владимир Николаевич тут же парирует: «Глупости. Испокон веков белорусский народ — песенный, люди своим талантом украшали жизнь. Кто скажет, что пить водку на лавке краше, чем выходить на сцену к людям и вести с ними диалог через песню?»

Владимир Ковхута вспоминает, как во времена его детства молодежь после тяжелого трудового дня обязательно собиралась в клубе. «Меня туда тянуло страшной силой, ведь там кипела жизнь, — улыбается он. — Между прочим, школьников в клуб не пускали, а я шел вместе с директором клуба Анатолием Васильевичем Суком, который был соседом моей бабушки. Талантливейший музыкант, именно глядя на него, я «заразился» песней. Но как только Анатолий Васильевич выходил из клуба — меня прогоняли. И в самодеятельность не брали, даже когда уже школу окончил: хватало взрослых артистов».

В Клетном тогда был замечательный хор, кстати, ставший дипломантом 2-й степени республиканского смотра-конкурса, благодаря чему в клубе появились две электрогитары, усилитель. И вот «невостребованные» ребята создали свой вокально-инструментальный ансамбль. «Витя Радкевич, Гена Акулич, Витя Тельманов, еще кто-то… А меня поставили петь», —  вспоминает Владимир Николаевич. Свою песню они «врезали» в клубные записи, под которые по вечерам в клубе танцевали. Как раз был праздник 9 Мая, народу вечером набралось много, и неожиданно для взрослых прозвучала эта запись. Естественно, «хулиганов» вычислили быстро, пожурили, но Владимира Ковхуту после этого взяли в самодеятельность. Концерты, вспоминает он, давали в основном в своем колхозе, ездили по бригадам, деревням, и везде клубы были переполнены.

В 2007 году Владимира Ковхуту (к этому времени он уже не работал в колхозе) позвали в народный коллектив Клетнянского Дома культуры «Вербиченька».

«Честно скажу: так трепетно и серьезно, как сейчас в нашем коллективе, к самодеятельности раньше никто не относился, — говорит мой собеседник. — Наш хормейстер Саша Голуб — человек дотошный, требовательный к каждой ноте, к каждому фрагменту исполнения. При таком подходе никак нельзя расслабляться и делать что-то хуже, чем можешь. Я отменяю все свои дела, если назначена репетиция. Без самодеятельности я уже не могу, это часть моей жизни. И в то же время прекрасно отдаю себе отчет: нет у меня того уровня, которого хотелось бы. Профессиональные артисты глянули на ноты — и им все понятно, а в нашем коллективе Саше Голубу с каждым приходится заниматься очень много индивидуально. Плюс профессионалы репетируют по несколько часов в день, а потом обкатывают программу на сотнях концертов. Мы выступаем не так часто, как хотелось бы. Всё-таки репетиция — это одно, а на сцене волнение зашкаливает и подавляет тебя. Но я вижу, что со временем мне всё проще общаться со зрителем, скованность исчезает.

А вообще, мне очень повезло, что я оказался в «Вербиченьке». Я сейчас говорю не о выступлениях и артистической «карьере» (улыбается), а о ценности общения. Ну подумайте: многие ли могут похвастаться тем, что раз или два в неделю до позднего вечера проводят в компании единомышленников? Имеются в виду не походы в кафе или компании любителей сорокаградусной. Наши репетиции — это живое искреннее общение».

Каждый человек многогранен, и пример Владимира Ковхуты тому подтверждение. Любить то, чем ты занимаешься, стремиться делать это как можно лучше — вот секрет его успехов. Впрочем, сам Владимир Николаевич лучшим своим достижением и главной  ценностью в жизни называет не грамоты и награды, а семью: у него трое детей, сыновья Евгений и Николай и дочь Виктория, и уже восемь внуков.

Подготовила Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото Сергея РУДИНСКОГО и из архива газеты

Последние новости

Общество

Благотворительная кампания «Ваша дапамога» продолжается в Глусском районе

13 октября 2025
Читать новость
Общество

Денис Дук назначен ректором Академии управления при Президенте Республики Беларусь

13 октября 2025
Читать новость
Актуально

Лукашенко согласовал назначение новых руководителей местной вертикали

13 октября 2025
Читать новость
Актуально

Последствия непогоды в Могилёвской области

13 октября 2025
Читать новость
Общество

Что в «Глусском лукошке»? Побывали в цеху заморозки Глусского обособленного структурного подразделения Кличевского райпо

13 октября 2025
Читать новость
Культура

«Глушанский хуторок»: осенняя симфония народных традиций и калейдоскоп ремесел

13 октября 2025
Читать новость

Рекомендуем