Темы

Глусская мебельная: времена и люди

Глусская мебельная: времена и люди
Работники Глусской мебельной фабрики на первомайской демонстрации. 1980-е

Во второй половине 1920-х годов модники и модницы почти всего Советского Союза прогуливались в солнечный день по улицам городов в популярных тогда шляпах из спатри, или спартри (это полотно, изготовленное из плетеной осиновой стружки). О популярности шляп из спатри говорит и тот факт, что эти головные уборы упоминаются даже в литературе у знаменитых авторов. Например, в пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» (1926 год) и в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928 год). А в Глуске о спатри  знали еще с конца XIX века (примерно с 1897 года), когда у нас в местечке немецкий иммигрант основал небольшую мастерскую по его производству.

В 1930-е годы стружечная артель «Спатри» в Глуске продолжала развиваться — были построены производственные помещения, Дом культуры, детский сад. Кроме полотна из осины, в артели  стали выпускать и другую продукцию. В годы Великой Отечественной войны часть оборудования артели удалось разобрать и спрятать, но многое было уничтожено. После освобождения Глуска с первых дней началось восстановление предприятия. Вскоре это небольшое производство превратилось уже в крупнейшее, как сейчас говорят, градо-образующее, предприятие — артель «КИМ». К концу 1946 года здесь работало уже 300 человек, причем 70 % из них были комсомольцы, поэтому артель и получила название «Коммунистический Интернационал Молодежи», а сокращенно «КИМ».

В 1960 году выросшую в размерах артель переименовали в промкомбинат. Это было огромное предприятие, состоящее из промартелей «КИМ»  и «Победа» (они в свою очередь делились на цехи), двух торфопредприятий — «Дикое» и «Берёзовка», мельницы. Глусский промкомбинат выпускал разнообразную продукцию: спатри, красный кирпич, гончарные изделия, песчаные блоки, кольца, столярные, швейные изделия, зеркальные шкафы, чемоданы, крахмал. А еще  занимался добычей торфа. После создания мебельного цеха ассортимент еще больше расширился: производили кухонные столы, кушетки, матрацы, табуретки, платяные шкафы и даже некоторое время мягкие диваны.

Утро работника промкомбината, впрочем, как и всех советских рабочих, в довоенное время начиналось с фабричного гудка, который оповещал глусчан о наступлении нового трудового дня, а еще о начале и окончании рабочей смены. Специальное устройство для его подачи находилось на крыше кочегарки промкомбината.

На протяжении более чем восьми десятилетий Глусский промкомбинат давал работу женской половине населения нашего района. Думаю, что почти в каждой семье современных глусчан бабушка, мама или тетя ходили плести стружку в артель «КИМ». (Среди своих родственников я тоже насчитала четыре таких человека). Численность работников предприятия в лучшие годы доходила до 500 и более человек. На промкомбинате в разные периоды работали семейные трудовые династии: Эпштейны, Григорьевы, Соколовские, Синдели, Тумиловичи, Андрейкины, Шапко и другие.

Хор Глусского промкомбината. Конец 1950-х

Представительница одной из таких династий — Дина Мордуховна Фуксон (Эпштейн). В артели еще до Великой Отечественной войны работали ее отец, брат, а с 1950 года туда пришла работать и она сама. Вот ее рассказ о том времени:

—  Мой отец Мордух Эпштейн  работал в артели заведующим производством еще до Великой Отечественной войны. Здесь же работал и мой брат Борис, который погиб на фронте.  Жили мы недалеко от цехов артели: они располагались на месте современного стадиона, а дом наш стоял почти на углу теперешних улиц Жижкевича и Советской. Так что, можно сказать, вся моя жизнь с самого детства была связана с артелью, а потом и с промкомбинатом. Как сейчас, всё перед глазами, как будто и не прошло столько лет…

В начале 1930-х годов католический костел, который стоял на месте современного стадиона, на волне борьбы с религией превратили в склад артели: в подвале храма хранилась стружка, из которой ткали полотна спатри. Из трубы кочегарки в подвал каким-то образом попала искра, и склад, то есть костел, загорелся. Пожар был такой силы, что горящие головешки долетали даже до нашего дома. Мой брат взбирался на крышу и сбрасывал их, чтобы дом не сгорел. После этого пожара нашего отца два дня не было дома: его, как заведующего производством, допрашивали в милиции.

В разгар репрессий и поиска «врагов народа» моего отца неожиданно сняли с должности заведующего производством и перевели работать сторожем на проходную артели. За что? Обвинили в связи с Америкой. А он просто получил от своих сестер, живших в США еще с 1918 года, письмо.

В 1930-е годы с артелью активно сотрудничал ОСАВИАХИМ (советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы. — Авт.). Некоторые работницы артели даже учились (конечно же, с помощью инструкторов) летать на планерах. Фамилия одной из этих смелых женщин — Матусевич. К сожалению, не помню уже ее имени. На выгоне за речкой была взлетно-посадочная полоса. Мы, дети, бегали туда смотреть, как приземляются самолеты, планеры.

Когда началась Великая Отечественная война, часть оборудования артели была уничтожена (чтобы не досталось врагу). Но все-таки много станков, конечно же, в разобранном виде ткачихи спрятали у себя дома. А после освобождения всё вернули на фабрику, и умелые мастера Синдели собрали каждый станок, можно сказать, по винтику.

Я пришла работать на предприятие, когда его директором был Вульф Черногубовский. Сначала меня взяли учетчицей, чуть позже перевели на должность секретаря-машинистки, а потом долгое время работала инспектором отдела кадров. Кроме основных обязанностей, я еще заведовала профсоюзными финансами и вела кассу взаимопомощи. Немного поясню, что это такое. Каждый работающий в артели делал отчисления (процент от заработной платы) в кассу взаимопомощи. И если работнику срочно нужны были деньги, то он писал заявление, и ему выдавали определенную сумму. Деньги, разумеется, нужно было вернуть обратно: возвращали равными частями, например, в течение года. Касса взаимопомощи часто выручала наших работников в разных жизненных ситуациях.

Как сейчас, перед глазами цеха промкомбината: стругальный, три ткацких цеха стояли вместе… За продукцией глусских ткачих — плетеными из осиновой стружки полотнами — приезжали даже из Узбекистана, Азербайджана. Однажды представители какого-то предприятия из Минска предложили нашим ткачихам изготавливать полотна с белорусским орнаментом: предполагалось, что они будут использоваться как украшение на коробках с конфетами. Ткачихам нашим, конечно же, трудиться приходилось тяжело — работу начинали рано, иногда даже в 4 часа утра, чтобы больше сделать полотен, ведь от количества произведенной продукции зависела зарплата. А платили за одно сделанное полотно всего 14—16 копеек.

Конечно же, ассортимент производимой Глусским промкомбинатом продукции только полотнами не ограничивался. Например,  делали модные одно время диваны с высокой спинкой, украшенной небольшим зеркалом. На них даже образовывалась очередь: чтобы купить диван, люди писали заявление, так сказать бронировали для себя дефицитный товар. Особенно популярными такие диваны были у сельских жителей.

Промкомбинат был очень большим предприятием. Можно сказать, что он напоминал маленькое государство в государстве. В деревне Городище располагалось подсобное хозяйство фабрики: держали коней и коров, был огромный сад, выращивали овощи (помидоры, картошку и т. д.). Всё, что производило хозяйство, шло в первую очередь на нужды рабочих — в фабричную столовую. Также продукты поставляли в принадлежащие комбинату детский сад (находился за старой Богоявленской церковью) и в пионерский лагерь (находился в Городище). Излишки выращенного  продавали.

У предприятия был свой клуб — находился в современном здании РДК. Работники промкомбината участвовали в художественной самодеятельности: пели в хоре и ставили небольшие постановки в фабричном театре. Кстати, хор, в котором участвовали далеко не профессионалы, а просто талантливые промкомбинатовцы Аня Агейчик, Лиза Харланчук, Зоя Цвирко, Аня Лосева и другие, однажды, после победы на республиканском конкурсе, ездил даже покорять Москву. На предприятии был и свой духовой оркестр. В 1950-е годы им руководил Юрий Маркони. В оркестре играли опять-таки не профессионалы, а работники промкомбината. Ни один праздник в Глуске не обходился без фабричных музыкантов. У промкомбината была своя большая библиотека. Руководство старалось максимально разнообразить досуг своих работников.

Заботились и о здоровье работающих: был у промкомбината собственный медпункт и даже стоматологический кабинет.

Коллектив наш всегда был очень сплоченный, дружный, праздники проводили всегда вместе, в складчину. Инициатором всех коллективных мероприятий был заместитель директора по оргмассовой работе профсоюзный лидер комбината Иосиф Михайлович Киселёв.

На первомайских и октябрьских демонстрациях делегация нашего предприятия была самая многочисленная: сотни работников (все красиво одетые, нарядные) промкомбината шли в колонне с шарами, флагами, лозунгами. Многие на такие мероприятия брали детей. А руководство за участие в демонстрациях поощряло работников небольшой премией к празднику.

Часто проводили рабочие «огоньки», на которых чествовали передовиков, причем в качестве награды были не только Почетные грамоты, но и хорошие премии к ним всегда прилагались.

О работе Глусского промкомбината в 1969 году периодически писала и районная газета «Сцяг Радзімы». Вот, например, маленькая заметка «Пераможцу — Чырвоны сцяг», которую написала Дина Мордуховна Фуксон: «Бюро райкома КПБ і выканком райсавета дэпутатаў працоўных прызналі пераможцам сацыялістычнага спаборніцтва за другі квартал калектыў прамкамбіната… Днямі на прадпрыемстве адбыўся сход, дзе калектыву быў уручан пераходны Чырвоны сцяг райкома КПБ і райвыканкома… Калектыў прамкамбіната заняў таксама трэцяе месца па ўпраўленню мясцовай прамысловасці Магілёўскага аблвыканкома. Яму ўручана грашовая прэмія ў суме 800 рублёў».

А вот еще одна небольшая статья о работе промкомбината, тоже в районке за 1969 год. Ее автор — С. Глаз, экономист промкомбината: «Прадукцыя прамкамбіната вядома далёка за межамі рэспублікі. Так, прыгожыя, сатканыя з тонкіх драўляных стужак аконныя шторы ўпрыгожваюць кватэры жыхароў, дамы адпачынку і санаторыі гарадоў Ялта, Сочы, Данецк, Крывы Рог. У гэтыя гарады толькі сёлета мы адправілі па 500 аконных штор. Усяго ў гэтым годзе будзе рэалізавана 10 тысяч аконных штор і 300 тысяч лістоў спатры».

  Глусский промкомбинат рос и быстро развивался, и уже к концу 1960-х годов на окраине Глуска начали строить для него новые цеха. Вот что об этом писала районная газета: «Не так даўно на паўночна-ўсходняй частцы гарпасёлка побач з мэблевым цэхам прамкамбіната пачалося будаўніцтва новага бондарнага цэха. Тут жа зараз рыхтуецца будаўнічая пляцоўка для цэха жалезабетонных вырабаў. У будучым сюды будуць перанесены астатнія цэхі і вытворчыя памяш-канні прамкамбіната».

В 1971 году в швейный цех промкомбината пришла работать мастером Валентина Павловна Соколовская. Но надо сказать, что еще в 1957 году она трудилась в одной из артелей промкомбината «Победа», которая позже стала самостоятельным предприятием.

1980-е. Коллектив швейного цеха Глусской мебельной фабрики во главе с мастером Валентиной Павловной Соколовской (крайняя справа)

— На фабрике работал мой муж, — рассказывает Валентина Павловна. — Вот и я решила перейти в швейный цех промкомбината. Деревянное здание нашего цеха стояло на горке рядом с другими цехами. Когда-то давно в этом здании была фабричная столовая. В швейном цеху мне очень нравилось: зарплата хорошая, да и работа интересная была. Например, выполняли заказ от военных: нужно было пошить белые (зимние) маскировочные костюмы. Оценив отличное качество нашей продукции, заказчик (к нам приезжал военный представитель) остался доволен, и мы долгое время шили эти костюмы.

В 1974 году цеха промкомбината переехали в новое здание. Около 35 человек (вместе с раскроем) работало в швейном цеху. Теперь мы уже шили не только военную форму, но и постельное белье, авточехлы на разные марки машин, автопокрывала, накидки для сыпучих грузов, шторы, а из мелких остатков тканей — фартуки, спецовочные рукавицы, халаты. На всю продукцию нам доводились планы, которые выполнялись и даже перевыполнялись. Продукция швейного цеха разъезжалась не только по Белоруссии, но и отправлялась в российские города, в Казахстан.

Когда производство перевели в новое здание на самой окраине Глуска, для многих работников возникла проблема, как добраться, всё-таки далековато. Сначала пешком ходили, а потом предприятие купило автобус, который собирал рабочих по Глуску утром и развозил в конце рабочего дня.

В 1980 году Дина Мордуховна Фуксон уходила на пенсию и передала мне все дела кассы взаимопомощи, профсоюзные финансы. Меня на некоторое время перевели в отдел кадров на ее место. Но я не смогла работать только с бумагами, мне всегда нужно было живое общение. Я свой швейный цех и всех его работников очень любила и попросила директора перевести меня обратно к ним. Со мной работали Галина Мигас, Анна Аникеева, Ольга Герман, Ида Эпштейн и другие.

Наш швейный цех в соревновании среди цехов промкомбината почти всегда занимал первые места, за что мы получали переходящий вымпел и, конечно же, премию. Если за время соревнования у работников цеха были нарушения дисциплины или брак в работе, то призовое место и, соответственно, все причитающиеся награды мы уже не получали. И люди работали с энтузиазмом, у всех было стремление победить, повесить в свой цех заветный вымпел.

Умели мы не только работать, но и отдыхать. Предприятие организовывало и оплачивало туристические поездки в разные города Советского Союза. Профсоюз  выделял турпутевки даже за границу. Я, например, побывала в Болгарии, Югославии. В санатории ездили все, кто хотел. Одно время предприятие даже оплачивало дорогу туда и обратно.

На фабрике была очень большая профсоюзная организация. Примерно 50 % всех профсоюзных отчислений оставалось на предприятии и шли на нужды рабочих: турпутевки, санаторий, помощь в различных жизненных ситуациях, навещали заболевших работников в больнице и на многое другое.

Конечно же, все любили праздники: 1 Мая,  День Победы, День Октябрьской революции отмечали всем коллективом. Готовились к ним: специально покупали или шили себе обновки, а потом все такие красивые шли в колонне на демонстрации.

О том, как праздничная колонна Глусского промкомбината шла по улицам нашего горпоселка 7 ноября 1969 года, писала и районная газета «Сцяг Радзімы»: «Ідуць рабочыя прамкамбіната. Уперадзе калоны — сцяганосцы. Гэта перадавікі ленінскага юбілейнага спаборніцтва шафёр Аркадзь Гаўрылавіч Іваноў, стругалі Сцяпан Патапавіч Тозік і Фёдар Раманавіч Тоўсцік, качагар Яўсей Міліцэевіч Андрэйкін. Яны нясуць сцяг прадпрыемства, Пераходны Чырвоны сцяг абкома КПБ і аблвыканкома, Пераходны Чырвоны сцяг райкома партыі і райвыканкома. Калектыў рабочых прамкамбіната ўдастоен гэтых узнагарод за выдатныя паказчыкі ў сацыялістычным спаборніцтве за трэці квартал юбілейнага года».

И в 1970-е годы Глусский промкомбинат продолжал оставаться крупнейшим предприятием района. В 1978 году предприятие переименовали в мебельную фабрику, ее основной продукцией стала кухонная мебель.

В 1971 году швеей в Глусский промкомбинат пришла работать Зоя Вячеславовна Голуб. Весь ее дальнейший трудовой путь (а это больше 25 лет) связан именно с этим предприятием. Здесь Зоя Вячеславовна трудилась на разных должностях (мастер мебельного цеха, технолог, начальник мебельного цеха, главный инженер фабрики, начальник производства), а в 1987 году она возглавила Глусскую мебельную фабрику. Кстати, именно Зоя Вячеславовна подсказала идею написать статью о Глусском промкомбинате (мебельной фабрике).

Команда Глусской мебельной фабрики на соревнованиях санитарных дружин. 1980-е

— Некогда крупнейшее предприятие сейчас уже не существует, — говорит Зоя Голуб, — но ведь остались люди, которые там работали, ветераны мебельной фабрики. Хотелось бы вспомнить о них, о предприятии, история которого насчитывает больше 100 лет. До наших дней от цехов артели «КИМ»   сохранилось одно здание, оно стоит рядом с детско-юношеской спортивной школой.

Когда-то Глусский промкомбинат давал работу не только глусчанам, но и жителям деревень. В зимнее время, когда сельхозработы заканчивались, сельские женщины приходили в артель, брали осиновую стружку домой и плели всей семьей что-то похожее на косичку (плетку). Таких работников называли надомниками. Продукция артели — осиновое полотно и плетеная косичка — отправлялась в российские города, Прибалтику, Германию, где из них делали летние шляпы.

В 1974 году производство перенесли на новое место, в новое здание. К этому времени в ткацком цеху по производству спатри оставалось около 20 ткачих. Молодежь идти работать в этот цех не хотела (тяжело всё-таки), и со временем он закрылся.

С 1967 года на предприятии велась Книга почета. В нее было записано 63 фамилии лучших работников. Первая запись — о Вульфе Иосифовиче Черногубовском, который был основателем и долгое время директором артели «КИМ». Хочется вспомнить и других руководителей фабрики: это Илья Макарович Раханов, Роман Семёнович Полуян, Владимир Николаевич Сапега, Пётр Иванович Овчинников, Владимир Николаевич Таранов.

Мебельная фабрика в 1980-е годы оставалась одним из самых больших предприятий Глуска: вместе с надомниками здесь трудилось примерно 300 человек. Производили в основном кухонную мебель и другую мелкую продукцию для кухни, например, разделочные доски. По итогам года в различных районных соревнованиях призовые места мы всё так же завоевывали.

В 1980-е, как и раньше, на фабрике развивалась художественная самодеятельность, а точнее, женский хор. Мы купили самые современные на тот момент музыкальные инструменты, а для участниц хора на фабрике художественных изделий в Борисове заказали красивые сценические костюмы. Талантливых работников, которые и играли, и пели, у нас на предприятии всегда было много. Хор участвовал в различных конкурсах, смотрах и занимал призовые места. На фабрике традиционно проводились «огоньки» на Новый год, 8 Марта. Готовили их сами работники фабрики.

1990-е годы стали самыми сложными для Глусской мебельной фабрики, как, впрочем, и для всей страны: кризис, развал Советского Союза, потеряны почти все торговые связи. Было время, когда готовой продукцией на предприятии были забиты склады и цеха, а сбыть ее было очень сложно. В такой трудный период между нашей фабрикой и Глусским лесхозом, мебельными фабриками (например, такими как «Бобруйскдрев», «Мозырьдрев») существовала взаимовыручка, мы часто обращались друг к другу за помощью. В это время даже самые сильные предприятия сходили с дистанции, а глусчане, хотя и в непростых условиях, продолжали работать…

С 1996 года Глусская мебельная фабрика стала частным предприятием. С тех пор она несколько раз переходила от одного собственника к другому, и теперь о ее былом величии напоминает лишь большое производственное здание на окраине горпоселка. Но в истории Глуска, в памяти глусчан это огромное предприятие, хотя и с разными названиями — артель «КИМ», Глусский промкомбинат, Глусская мебельная фабрика, — останется навсегда.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото из личного архива Дины Мордуховны Фуксон, Валентины Павловны Соколовской и Зои Вячеславовны Голуб

Последние новости

Актуально

Об ответственности за распространение экстремизма

24 апреля 2024
Общество

Олег Дьяченко: “Наша сила – в единстве и сплочённости”

24 апреля 2024
Общество

День призывника состоялся в Глуске

24 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

24 апреля 2024
Общество

Внимание! Нужна помощь в поисках человека!

24 апреля 2024
Актуально

Районный день охраны труда прошел в Глуске

23 апреля 2024
Общество

Анжела Полупанкова: всё происходящее на ВНС буду рассматривать с точки зрения защиты человека-труженика

23 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Дмитрий Махунов: ВНС — это возможность участвовать в принятии стратегических решений на благо государства

23 апреля 2024
Общество

Говорят делегаты ВНС. Директор Глусского районного музея Наталья Акулич

23 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024