Темы

Длинное эхо художника Булгакова

Длинное эхо художника Булгакова

Я всегда чувствовал, предполагал: по-настоящему творческий человек как личность неисчерпаем. У него длинное, долго не смолкающее эхо. Более того, даже после ухода из жизни может неожиданно, совершенно по-новому раскрыться. Приблизительно так, как произошло с нашим даровитым земляком Иваном Петровичем Булгаковым — своего рода «брендом» поселка, его гордостью, визитной карточкой, самопрезентацией…

Казалось бы, после десятков лет близкого знакомства всё о нем знал. И как о талантливом художнике, и просто как о человеке. Добром, в одинаковой степени открытом как диалогу, так и искреннему монологу. Мол, какие уж там взаимные секреты, когда почти каждый день измеряем шагами одну и ту же улицу. А любая очередная встреча не ограничивалась традиционным «добрый день». Обязательно хоть какой-то да «междусобойчик» на предмет взаимного расположения.

А вот, поди ж ты, удивил так удивил. Эмоции буквально зашкаливали, когда сын живописца, умершего более десяти лет назад, пригласил к себе домой. Не «чаи гонять», а посмотреть до сих пор незнакомые мне графические работы — и в альбомах, и на отдельных листах. Бывает, и нескольких достаточно, чтобы включить оценочный фактор. Тут не десятки — сотни… Настоящее пиршество классного рисунка. Не говорю уже про эстетическую реакцию на увиденное.

Ведь тут в чем фокус? Графика — жанр особый и отдельный. В ней, как в живописи, за краску, за колорит не скроешься. Здесь сразу видно: умеешь ты рисовать или «погулять вышел». Тут же вердикт с первых минут знакомства: Мастер!

При этом первый же вопрос самому себе: почему такой прекрасный жанр — вторым планом, как бы по касательной? Да что толку вопрошать — ответа уже не получишь. Куда как уместнее коррективы иного рода: вынести обнаруженные работы на общее обозрение. От лежания в «семейных закромах» проку мало. Хотя сам рисовательный процесс — дело, скорее, индивидуальное, но результат всегда тяготеет к общественному резонансу. Можно только приветствовать правильную ориентацию Булгакова-младшего. Галерея графических работ отца в одном из длинных коридоров второй школы — общий проект с директором учебного заведения Еленой Сличёнок. Станем считать его первой ласточкой. Есть же еще музей, кинотеатр, общественные здания…

Но это завтра, послезавтра… Что называется, зацепка уже есть. Мне же почему-то в таком благоприятном контексте хочется вспомнить его вчерашнего. Такие виртуальные встречи всегда во благо. Например, вот типичный для его жизненных принципов эпизод, тот, что связан чуть ли не с ежегодными импровизированными художественными выставками около собственного дома. Эдакие культуртрегерские, просветительские акции, где прекрасный гид — сам автор. До сих пор помнится реплика одной из посетительниц:

— Ну вот, хорошо, что и в Глуске свой Арбат есть.

А был он, прежде всего, потому, что был такой активный местечковый Пиросмани — одновременно и популяризатор, и подвижник, и наставник молодых. Итог такого наставничества — три члена Союза художников. Для масштабов нашей «пошехонии» — блистательный результат! Полное сращение цели и итога. Сверхзадачи и процесса.

Впрочем, как могло быть иначе у рисовальщика, живописца такого класса? Прописка провинциальная, почерк — столичный. Он не только отражал, но и отражался в изображаемом. Тонкий лирик, склонный к философскому размышлению. Если и «консервировал» в работах некие мгновения, то по-настоящему пушкинские. Те, над которыми действительно стоило подумать.

Названия картин были предельно простыми: «Зима», «Старые ивы», «Полдень», «Восход луны»… Тот случай, когда не к чему прятаться за ложную многозначительность формулировок. Уже с первых минут воспринимаешь их как условность. Всё сливается в едином чувстве с органичным переходом состояний. Однажды прочувствованные автором, они передаются тебе, струятся, перетекают, плещутся в душе. Она же уже своего рода сообщающийся сосуд, как бы подключенный во время созерцания к кровеносной системе того, кто эти чувства как бы спровоцировал.

А как он однажды еще при жизни заставил восхититься?! Взял да вдруг выпустил большую детскую книжку тиражом аж в один экземпляр! Название опять предельно простое: «Трудный хлеб». Автор текста и иллюстратор органично слились в одном лице. И то, и другое — талантливо! Опытный, искушенный жизнью человек неожиданно по-детски восторгается полетом птицы, ростом травы и цветка, игрой света на оконном стекле… Всё это на общем фоне девальвации чуда, когда и полет в космос — будни. Но он, чьи работы в свое время успешно экспонировались в Московском манеже, тогдашней своеобразной Мекке художников, меньше всего боялся наивного ракурса. Понимал: нередко он самый искренний и достоверный.

До сих пор не забылся наш разговор о счастье. Мол, состоялось ли оно у него? Четкого ответа не получил. Оно и понятно. До сих пор, да и то в литературе, известен только один человек, нашедший этому понятию денежный эквивалент. Шура Балаганов из «Золотого теленка» оценил его на сумму шесть тысяч четыреста рублей. Считал, что именно такая цифра граничит с райскими кущами.

Булгакову же по-настоящему хорошо было только рядом с любимым делом. Мало чему удавалось отлучить его от холста, кисти, карандаша. Они всегда были рядом, если не считать времени, связанного с историей страны. Прежде всего с войной, где даже автомат в руках художника не удивлял.

Поэтому сегодня рискну ответить за него. Думаю, Иван Петрович всё же всегда оставался внутри себя человеком счастливым. Конечно, в том объеме, как и вообще-то может реализоваться счастье на этой грешной земле… Что ж касается конкретной ситуации — я благодарен жизни за предоставленный шанс еще раз порадоваться за того, кого так любил и уважал. А еще больше потому, что то и другое никуда не пропало. Вот и опять пишу о человеке, у которого рука, кисть и сердце всегда были слиты воедино. Творя, он лишь возвращал миру те энергию, радость, добрую душу, которыми сполна обладал сам.

Наум САНДОМИРСКИЙ

Последние новости

Здоровье

Что можно съесть перед сном, чтобы не перегружать желудок? Рассказал сомнолог

15 апреля 2024
Актуально

Республиканский субботник пройдет в Беларуси 20 апреля

15 апреля 2024
Общество

В Глусском районе стартовала республиканская акция «За безопасность вместе»

15 апреля 2024
Актуально

115 пешеходов привлечены к административной ответственности за нарушения ПДД за выходные в Могилёвской области

15 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Экономика

Беларусь до 2030 года планирует переориентировать 25% экспорта техники на рынок Африки

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Плечом к плечу с белорусами. Узнали, люди каких национальностей воевали в партизанских отрядах на территории Глусского района

14 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
Общество

Работники Глусской ЛДД-733 готовятся к весеннему осмотру автодорог

13 апреля 2024
Актуально

На контроле — автодороги

13 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

В Глусском районе проверили готовность лесной охраны к пожароопасному периоду

7 апреля 2024
Происшествия

В центральном парке Глуска кто-то варварски вырвал скамейку

6 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

9 апреля 2024
Культура

Куда сходить в Глуске: афиша выходного дня

4 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Общество

Деловая женщина с ножницами. О самом известном парикмахере Глусского района Ольге Колодинской

5 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024
Общество

От досуга до спартакиады. «Афганцы» предлагают сделать турнир по бильярду в Глуске ежегодным

12 апреля 2024