Темы

Советы психолога. Позитив для первоклассника

Советы психолога. Позитив для первоклассника

Совсем немного времени остается до начала нового учебного года. Свободный летний режим детей-школьников сменится более строгим распорядком дня. Особенно сложно входить в школьный график будет первоклашкам. Первые месяцы учебы у них уйдут на адаптацию к новым условиям, на психологическую перестройку. Как подготовить ребенка к этому новому этапу в его жизни, рассказывает педагог-психолог Глусского районного социально-педагогического центра Надежда МОРОЗОВА:

— Психологическая готовность ребенка — это сочетание его интеллектуального и личностного развития. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно обеспечить только интеллектуальную готовность, то есть научить его читать, считать, писать. Это, конечно, хорошо. Но не менее важной для маленького ученика является его личностная готовность: умение приспособиться к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, то, как он усваивает социальные нормы и правила. В 6—7 лет меняется весь психологический облик ребенка, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он горд, что стал взрослым.

Трудности и проблемы

В первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к  ним относились более снисходительно, а в школе предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. Есть проблема неусидчивости: первоклассники не могут более 20 минут высидеть на месте. У многих современных детей не сформированы навыки самостоятельности, самообслуживания, они не могут приготовиться к уроку, теряют вещи во время занятий физкультурой, в раздевалке, забывают про портфели. В классе много ребят, и к каждому нужно искать подход. Необходимо привыкать к учителю, к его манере поведения, к его голосу и т. д. Многие негативно реагируют на обращение по фамилии, обижаются, им сложно принимать себя как отдельную самостоятельную личность, но это необходимо прививать.

Для безболезненной адаптации

Для того чтобы адаптация проходила наиболее безболезненно, родителям необходимо приложить усилия уже в летний период. Первый прием — это посещение школы вместе с ребенком еще летом. Ребенок должен почувствовать ваш эмоциональный настрой: если родитель положительно настроен по отношению к школе, то ребенок очень глубоко усваивает такую установку, и у него не будет возникать тревожности от посещения школы. Второй прием — заранее урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период, особенно время сна и подъема. Третий прием — во время занятий, чтобы не отпугнуть ребенка, взрослым важно соблюдать положительный настрой. Четвертый прием — занятия лучше проводить в игровой форме, обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Важно помнить, что максимальная концентрация внимания у детей в этом возрасте — 20 минут, после этого наступает утомление, а через 5—7 минут смены деятельности ребенок снова готов активно трудиться. При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются взрослыми, подкрепляются похвалой. Пятый прием — ребенку будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Поэтому хорошо было бы организовать для ребенка возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими одноклассниками.

Правильно организовать время

Самым рациональным распределением времени будущего первоклассника является режим дня, в котором будут учтены индивидуальные особенности самого ребенка. Дети 6—7 лет наиболее активны с 8:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Например, если ваш ребенок жаворонок, то самые активные мероприятия необходимо планировать на первую половину дня, а если он сова, то будет более активен во второй половине дня.  Я предлагаю выстроить режим дня первоклассника примерно следующим образом. Постарайтесь, чтобы он ложился  не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра, т. к. первоклассник должен спать не меньше 10 часов, плюс дневной сон, к которому привык организм. Ребята должны находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день, поэтому сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40 — пусть нагуляет аппетит. Только потом идите на обед. Обед должен быть в 13:30—14:00. После обеда наступает спад работоспособности, поэтому не нужно сразу же усаживать первоклассника за уроки. Если ребенок привык к просмотру телевизора или к играм, то период с 15:00 до 16:00 — самое подходящее для этого время. А вот за гаджетами семилеткам можно проводить всего 15—20 минут в день. Даже если ребенок уже не спит днем, он может прийти домой и сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть. Только лишь когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки.  Оптимальное время — 16:00—17:00. В первом классе домашнего задания не задают, но это время можно потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе материал, попросить его рассказать, что запомнилось больше всего, выяснить, с чем возникли затруднения, и помочь разобраться. После приготовления домашнего задания ваше чадо может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой. И никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21:00, то начать прогулку стоит не позже 19:30, сразу после ужина. Отход ко сну должен быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Не хочу, не пойду!

Некоторые дети, походив немного в школу, могут говорить: не хочу, не пойду, неинтересно. Происходит это по нескольким причинам. Если родители сами «боятся» школы, нервничают из-за дополнительной нагрузки и ответственности, или негативно относятся к школе и учителям, или сами не проявляют интереса к знаниям, не читают, или не поддерживают ребенка в его учебе. Если учитель жалуется на поведение ребенка, а родители, не разбираясь, наказывают — в этом случае у него в сознании закрепляется, что в школе плохо. Если перед поступлением в школу ребенка усиленно готовили, то потом ему будет неинтересно то, что он уже знает. Ну и, наконец, если ребенок просто не наигрался.

Нужен позитив

Позитивное отношение ребенка к школе, к учебе напрямую зависит от отношения к школе значимых взрослых, его родителей. Самое главное — поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Мамам и папам также нужно не забывать о том, что, когда человек учится, у него может что-то не получаться, это вполне естественно — ребенок имеет право на ошибку. И, конечно, не нужно отправлять ребенка в школу без завтрака, надо быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие — чаще всего это объективные показатели утомления и трудности учебы.

Фото из архива редакции

Последние новости

Актуально

Ещё больше товаров. Кредит от Беларусбанка

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
Актуально

Акция «Дом без насилия» в Глуске: скандалистов пока предупредили

26 апреля 2024
Актуально

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
Общество

«Кожаный мяч» в Глуске. Новый сезон

25 апреля 2024
Власть

Лукашенко: основной реальный риск для Беларуси создает горячая точка в Украине

25 апреля 2024
Актуально

В Беларуси 25 апреля начинают выплачивать материальную помощь ко Дню Победы

25 апреля 2024
Общество

«Открой сезон без нарушений!». В Глусском районе 26 апреля пройдет единый день безопасности дорожного движения

25 апреля 2024
Духовность

Таинство Соборования пройдет в Космодамиановском храме в деревне Городок

25 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

ООО «БНБК-АГРО Глуск» приглашает на работу

16 апреля 2024
Происшествия

В Глусском районе на пожаре погиб человек

16 апреля 2024
Здоровье

Свободные рабочие дни для прохождения диспансеризации: кому, когда и сколько

18 апреля 2024