Незабытая история. Совместный проект газеты «Радзіма» и районного музея. Коллекция уникальных утюгов
В этнографическом зале Глусского историко-краеведческого музея хранится коллекция интересных, даже уникальных утюгов. На первый взгляд ну что может быть необычного в утюге? К этому бытовому прибору мы уже настолько привыкли, что для нас он кажется обыденной вещью в доме. А вот несколько сотен лет назад утюг был большой роскошью и «жил» только в богатых домах, где его ставили на самое почетное место.
Историки утверждают, что первые приборы для разглаживания одежды появились еще во времена Древней Греции, примерно в IV веке до нашей эры, — это были нагретые металлические прутья, похожие на скалку. В других странах много столетий назад, чтобы разгладить одежду, использовали нагретые обработанные круглые булыжники, кружки или бутылки с горячей водой. В России, к примеру, первые железные утюги, по форме напоминающие современные, появились только в начале XVII века — их завезли европейцы. До этого одежду наматывали на скалку (качалку), после чего несколько раз тщательно прокатывали рубелем — длинной деревянной плашкой с ребрами на нижней поверхности и ручкой на конце. Рубель перекатывал качалку, ребра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление имело и другие названия: ребрак, раскатка, пральник. Такой экземпляр «деревянного утюга» хранится и в глусском музее. Возможно, он есть и у кого-то из наших читателей дома, потому как в деревнях рубелем активно пользовались почти до начала 1990-х годов — грубые льняные ткани домашнего производства он разглаживал лучше любого электрического утюга.
В экспозиции музея есть несколько монолитных чугунных утюгов, которые нужно было хорошо нагревать в печи или на огне не меньше получаса, прежде чем ими гладить. Такие утюги производили с конца XVIII века в Англии. Позже они появились и на территории Российской империи, в том числе в Беларуси. Недостатком такого утюга, кроме большого веса, было и то, что его ручка раскалялась в печи вместе с подошвой. Поэтому со временем для таких приборов были придуманы съемные ручки. Кроме удобства, в этом изобретении был и практический момент: одна ручка могла служить для нескольких подошв. Это делало глажку быстрее: пока одной из подошв гладят, вторая в это время греется. Такие экспонаты со съемными ручками тоже есть в районном музее.
Одним из самых распространенных в XIX и до середины ХХ века был утюг, который нагревался с помощью пылающих углей. Для того чтобы угольки постоянно горели, в верхней части утюга были сделаны отверстия, а в некоторых экземплярах — даже отдельная труба для раздувания углей и выхода дыма. Чтобы вновь разжечь немного остывшие угольки, в отверстия усиленно дули или активно размахивали утюгом, хотя он был довольно тяжелым. Одним из недостатков такого утюга было то, что из него иногда выпадали горячие угольки и портили одежду.
В экспозиции глусского музея среди обычных угольных утюгов есть очень интересный экземпляр — со схематическим портретом графа Льва Толстого на заслонке на тыльной части утюга. Конечно, сложно узнать классика русской литературы в этом изображении с длинным носом, но это именно он. Возникают вопросы: почему на утюге и почему именно Толстой? В 1901 году специальным Указом Русской православной церкви писатель за активную публичную критику церкви был от нее отлучен. Мастера, которые изготавливали утюги, приделали изображению графа длинный нос — он служил ручкой для заслонки. Теперь любая хозяйка могла «поджарить» графа, насыпав в утюг раскаленных углей, могла потрепать его за нос и могла даже плюнуть еретику в лицо, проверяя, хорошо ли разогрет утюг.
На смену угольным пришли утюги «с душой». В полую часть вместо углей вкладывалась нагретая чугунная болванка, которая и называлась «душа». В экспозиции нашего музея находятся и такие экземпляры. На вид они больше всего похожи на современные: компактные, с удобной ручкой. Но, как и их предшественники, всё такие же очень-очень тяжелые.
Даже маленький утюг, который помещается на ладони, довольно увесист. Большим минусом тяжелых утюгов было то, что с их помощью невозможно погладить тонкие ткани. Поэтому производители, не имея возможности уменьшить вес прибора, просто уменьшали его размер. Глусский экспонат, размером меньше ладони, — не самый маленький вариант утюга.
Есть в музейной коллекции и электрический утюг 1962 года выпуска. Когда-то он «служил» в глусской швейной артели «Прогресс». Внешне утюг очень похож на наши современные приборы и нагревался уже с помощью электричества, но он всё еще достаточно увесистый, как и его столетние «собратья».
Абсолютно все старинные утюги в коллекции районного краеведческого музея очень тяжелые. Такая их особенность имеет объяснение. Вес тоже «участвовал» в процессе глажки, ведь грубые, тяжелые ткани только так и можно было хорошо разгладить: с помощью температуры и тяжелой чугунной подошвы.
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Фото автора