Темы

Незабытая история. Совместный проект газеты «Радзіма» и районного музея. От подковы до стремени

Незабытая история. Совместный проект газеты «Радзіма» и районного музея. От подковы до стремени
Коллекция подков, одна из которых в длину 22 сантиметра

На страницах районной газеты в рамках совместного проекта «Радзімы» и Глусского районного историко-краеведческого музея мы продолжаем рассказывать об экспонатах, хранящихся в фондах музея.

В этот раз первоначально мы хотели просто рассказать о музейной коллекции лошадиных подков, но, как оказалось, в фондах есть и другие, не менее интересные экспонаты, относящиеся по тематике к лошадям — стремя, деревянные колеса от телеги и кузнечные меха. Но обо всём по порядку.

Старые подковы, которые находятся в фондах глусского музея, подарил житель деревни Барбарово Александр Станкевич. Самая большая — 22 (!) сантиметра в длину. Подкову такого размера я, честно сказать, видела впервые. По сравнению со стандартными она просто гигантская и принадлежала действительно богатырскому коню, а точнее, лошади-тяжеловозу.

Я всегда думала (как, наверное, и большинство наших читателей), что подковы все одинаковые, а оказалось это далеко не так. Они отличаются по размеру, форме, времени и региону производства. Например, есть толстая дорожная подкова (которую использовали военные), есть в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями, подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине и другие. У большинства подков, как правило, одинаковое количество дырочек для гвоздей. В верхней части некоторых подков находится одно отверстие, у других — два или даже три. На одной из подков, которая находится в глусском музее, сохранились даже гвозди: с их помощью она прибивалась к лошадиному копыту. Есть и еще один интересный экземпляр — подкова со сменным вкручивающимся шипом. Такие использовали во время Великой Отечественной войны немецкие кавалеристы. Кстати, в той же деревне Барбарово был найден и специальный ключ, который использовали для вкручивания шипа. 

Немецкая подкова и специальный ключ к ней

Подковы из районного музея, вероятнее всего, были сделаны не заводским способом, а в кузнице. Это видно по характерным неровным краям и контурам, а также отсутствию заводского клейма.

Кузнечные меха

Именно в кузницах кузнецы делали подковы, и здесь же все желающие (особенно в сельской местности и в таких местечках, как наш Глуск) подковывали своих лошадок. В 2017 году фонд нашего музея пополнился уникальным экспонатом — глусчанин принес (а точнее, привез) старинные кузнечные меха. Он подарил их Глусскому районному музею с условием, чтобы они хранились именно здесь. Что такое кузнечные меха, я примерно представляла, но то, что увидела в музее, меня сильно удивило. Такой экспонат не поместится на полочке: меха оказались больше 170 сантиметров в длину и больше метра в ширину! Сделаны они из дерева и очень толстой кожи. Кое-где на них есть заплатки, пришитые вручную суровой нитью. Кузнечные меха по форме похожи на грушу и представляют собой большой кожаный мешок-гармошку с деревянными ручками по бокам и со специальными отверстиями, через которые нагнетался воздух.

Именно для нагнетания воздуха использовали кузнечные меха во время ковки железа. Они помогали поддерживать высокую температуру металлических заготовок. Сначала металл нагревали до температуры в 1500—1600°С, или, как говорят, до белого каления, когда он начинал светиться ярко-желтым цветом. После этого с металлом уже можно было работать.

Следующие экспонаты историко-краеведческого музея — колеса от телеги — тоже связаны с лошадью. Их уникальная особенность в том, что они полностью деревянные. В одном из колес цельногнутый обод, то есть изготовленный из одного цельного деревянного бруска. Во втором колесе обод собран из нескольких частей, секций — так называемых косяков.

Колесо с цельногнутым ободом

Сложнее, конечно, было сделать цельногнутый обод. В этом процессе участвовали трое, а то и четверо крепких мужчин, потому как усилий надо было приложить немало. Для производства обода брали плотную древесину — клен или дуб. Свежие заготовки сначала обязательно высушивали (колесо из недосушенной древесины очень быстро могло развалиться). Сплошной брусок выгибали сухопарным способом. Подальше от дома раскладывали огонь. На него клали присыпанные сверху землей прямые деревянные бруски, которые предварительно на несколько часов замачивали в воде. Огнем и паром бруски размягчали, чтобы легче было их согнуть. Использовали для этого специальное приспособление, тоже сделанное своими руками. Когда обод был согнут, его концы связывали лыком, а позже проволокой. В таком виде будущее колесо остывало примерно 30 минут. Обод прострагивали рубанком для придания ему гладкости и правильной формы. Надо сказать, что деревянное колесо служило недолго, чуть больше пяти лет. Но именно такое колесо было самым удобным для лошади — легким, на него не цеплялась грязь, и телега быстро катилась по дороге. Для прочности и меньшего износа деревянные обода часто оковывали железными обручами. Надо отметить, что все остальные детали колес, выставленных в экспозиции глусского музея, тоже деревянные: спицы и даже втулка, выдолбленная из цельного куска дерева.

Ну и последний экспонат, связанный с лошадьми, который тоже находится в фондах нашего историко-краеведческого музея, — стремя. Это седельная принадлежность, изобретенная кочевниками аж в IV веке, помогала всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды, а во времена частых сражений — надежно сидеть в седле при замахе мечом или топором. Между прочим, стремя поспособствовало появлению в нашем гардеробе обуви с каблучком. В ХIV веке европейская знать увлекалась охотой и верховой ездой. Чтобы обувь (в то время еще с ровной подошвой) не скользила в стремени, башмачники начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото автора

Последние новости

80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Пятьдесят воинов, пятьдесят березок. Аллею Памяти заложили в Глусском районе

8 мая 2024
Читать новость
Актуально

Расписание заупокойных богослужений на кладбищах Глусского района по случаю Радоницы

8 мая 2024
Читать новость
Калейдоскоп

И даже мокрый снег. О погоде с 9 по 12 мая

8 мая 2024
Читать новость
Общество

Делегаты ВНС пошли к людям

8 мая 2024
Читать новость
Общество

Как будет работать поликлиника Глусской ЦРБ на больших выходных

8 мая 2024
Читать новость
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

С Днем Победы поздравления принимал ветеран Великой Отечественной войны Евгений Тимофеевич Шилов

8 мая 2024
Читать новость
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

В Глусском районе проходят мероприятия, посвященные Дню Победы и 80-летию со дня освобождения Беларуси

8 мая 2024
Читать новость
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Делегация из Москвы приняла участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы и 100-летию Глусского района

8 мая 2024
Читать новость
Общество

Районный турнир «Кожаный мяч» завершился в Глуске

8 мая 2024
Читать новость
Общество

Маленькие патриоты. Районный этап игры «Зарничка» в Глуске

8 мая 2024
Читать новость

Рекомендуем

Общество

Глускі раён у 1930-я. Лічбы і факты

4 мая 2024
Стрелка вверх
Духовность

Расписание богослужений и освящения пасхальных приношений в православных храмах Глусского района

3 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

На сувязі з чытачом. Па маршруце аўтакрамы

3 мая 2024
Стрелка вверх
Общество

Программа праздничных мероприятий в День Победы, Глуск

7 мая 2024
Стрелка вверх
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Стрелка вверх
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Стрелка вверх
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
Стрелка вверх
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
Стрелка вверх