
Коллектив Глусской районной больницы, 1951 год. Василий Кушниренко — крайний слева в первом ряду, за ним, во втором ряду, — Раиса Гаврилина.
В центре — главврач Александр Семёнов
За три года, 1948—1950-й, в хирургическом отделении Глусской райбольницы было сделано 154 полостные операции, в том числе по поводу острого аппендицита — 21, хронического аппендицита — 21, ущемленных грыж — 20, плановых операций по поводу грыж — 62. После операций пациенты провели на больничных койках в общей сложности 2002 койко-дня.
Все эти цифры мы узнали из брошюры, которая сейчас хранится в районном историко-краеведческом музее, называется она «Применение пенициллина совместно с новокаиновым обезболиванием как метод профилактики раневой инфекции (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук)». Автор — Василий Иосифович Кушниренко, хирург, практиковавший после Великой Отечественной войны в Глусской районной больнице. Издана брошюра в 1953 году Минским медицинским институтом.
Но выходные данные нам не так интересны, в первую очередь обращаешь внимание на надпись фиолетовыми чернилами: «Ближайшей помощнице в работе — Рае от автора 10.XII.83»
Рая — это Раиса Фёдоровна Гаврилина, много лет проработавшая в хирургическом отделении больницы старшей операционной сестрой. Была она в свое время правой рукой Александра Семёнова, работала с Игорем Гришиным, Леонидом Артишевским и с Василием Кушниренко тоже. Книжечку, а еще фотографии в районный музей принес сын Раисы Гаврилиной Александр Викторович Гаврилин.
Если вспоминать врачей, имевших в свое время отношение к глусской больнице, имя Василия Кушниренко будет не на слуху. Может быть, потому, что в 1950-х он уехал из Беларуси и вся его дальнейшая деятельность связана уже не с нашей страной. Тем не менее его личность заслуживает того, чтобы о нем помнили и глусчане.
«У мамы были очень хорошие отношения со всеми хирургами, с кем ей довелось работать, они приезжали к нам и потом, уже став маститыми и известными, — вспоминает Александр Викторович. — Приезжал и Василий Иосифович. Они с мамой переписывались, он присылал открытки и вообще очень тепло к ней относился».
Насколько Александр Гаврилин знает, Василий Кушниренко пришел в Глусскую райбольницу в послевоенные годы уже состоявшимся врачом. На фронте он был практикующим хирургом, а с точки зрения науки его особенно занимала гнойная хирургия. Как видно из названия и содержания его диссертации, темой раневых инфекций он вплотную занимался и после войны. (Кстати, один из симптомов при диагностике аппендицита называется симптомом Кушниренко, хирург описал его в 1952 году). Жена Василия Иосифовича, припоминает Александр Гаврилин, тоже была врачом и тоже работала в нашей больнице. В 1959 году доктор Кушниренко переехал на постоянное место жительства в украинскую Полтаву, там работал в мединституте.
Одна из этих фотографий, она датируется 1951 годом, в свое время уже была опубликована в районной газете, в статье Наума Сандомирского, а позже и в его книге «Отложенный портрет». Вот цитата из той статьи: «Крайний слева — Василий Иосифович Кушниренко. Его дочь Таня, худенькая черноволосая девочка, была классом младше и очень гордилась, что ее папа — хирург. В детстве такие вещи почему-то бывают очень важны. Каким он был хирургом? Трудно сказать об этом через столько лет. Но хирургическая медсестра Раиса Фёдоровна Гаврилина вспоминает о нем с огромным уважением (за ним крайняя слева)».
Теперь обе эти фотографии, как и упомянутая выше брошюра «Применение пенициллина совместно с новокаиновым обезболиванием как метод профилактики раневой инфекции (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук)», — часть музейного фонда. Попробуем внимательно вчитаться в текст автореферата диссертации хирурга Кушниренко. Человеку, далекому от медицины, он во многом будет непонятен, но вот с точки истории Глусчины довольно интересен.
На первом форзаце отмечено, что всё описанное здесь — из [опыта] хирургического отделения Глусской районной больницы БССР. Тут же указано: «Главврач — заслуженный врач БССР А. С. Семёнов. Главный хирург облздрава — кандидат медицинских наук, доцент Л. А. Ханин».

Автореферат своей кандидатской диссертации на память о совместной работе хирург Кушниренко подарил операционной сестре Раисе Гаврилиной
Из текста мы узнаем, что «профилактика послеоперационных нагноений методом совместного применения пенициллина и новокаинового обезболивания при чистых и гнойных операциях явилась предметом нашей работы», а опыты ставились на кроликах. То есть вы понимаете: в тогдашних условиях глусской райбольницы хирурги вырабатывали новые методы, позволяющие ускорить заживление послеоперационных ран. Василий Кушниренко приводит данные по результатам полостных операций за 1948—1950-й годы и пишет следующее: «Будучи недовольными такими показателями заживлений послеоперационных ран, с 1951 года мы начали применять методику новокаинового обезболивания совместно с пенициллином, нисколько не снижая при этом асептических и антисептических мероприятий при операциях, а также проводя борьбу за ранние сроки оперативных вмешательств». Также речь идет о применении новокаиново-пенициллинового раствора при лечении длительно незаживающих ран и язв, при первичной обработке ран, при переломах костей и амбулаторных операциях. Не будем вдаваться в медицинские подробности, отметим только сделанный хирургом вывод: пенициллин совместно с новокаином значительно ускоряет заживление. А вот на статистику взглянем внимательнее: с какими болезнями попадали жители района в операционную?
Цитата: «Наши случаи первичной обработки касаются в основном сельскохозяйственных травм; это преимущественно рваные, рвано-ушибленные и лоскутные раны кисти, пальцев, стоп, реже конечностей на протяжении. Большая часть раненых поступила к нам спустя 6 часов после травмы. Известно, что кожа стопы, кисти, пальцев всегда загрязнена патогенными микробами, кроме того, эти раны всегда дополнительно загрязняются навозом и землей…»
Из таблиц, в которых описываются результаты операций с применением методики новокаинового обезболивания совместно с пенициллином, мы узнаём, что это были в основном операции по поводу грыж (плановые), а также по поводу хронического аппендицита, различных форм острого аппендицита, ущемленных грыж, водянки яичка, встречается и такой малопонятный термин, как «заворот сигмы» (гугл подсказывает, что это заворот кишок). Что касается переломов, речь идет в основном об открытых переломах костей, в основном фаланг пальцев.
Подготовила О. ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото экспонатов из фондов районного музея