Темы

О чем нам рассказывают старинные метрические книги

О чем нам рассказывают старинные метрические книги

Что такое метрические книги, лучше других знают те, кто серьезно интересовался историей своей семьи: без изучения этих документов в таком деле никак не обойтись. Энциклопедия дает следующее определение: «Метрическая книга — это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в Российской империи в период с XVIII века по 1918 год». Сведения в одной из самых ранних метрических книг по Бобруйскому уезду, в который входила территория нынешнего Глусского района, датируются 1785 годом.

Надо отметить, что метрические книги велись в церковных приходах отдельно по каждой конфессии, то есть православные, католики, униаты, иудеи и так далее. Изучают метрические книги обычно в архивах: более старые — в Национальном историческом или Национальном архивах, а многие документы советского периода и сейчас хранятся в отделах ЗАГС разного уровня. Но несколько лет назад по тематическим группам любителей генеалогии разлетелась новость, что в сеть в практически открытый доступ (легкая процедура регистрации не считается препятствием на пути у того, кто ищет) на сайте familysearch.org выложены тысячи снимков страниц метрических книг, других документов из архивов России, Беларуси, Украины, Казахстана, Германии, США и других стран.  Документы оцифровывались (микрофильмировались) Генеалогическим обществом штата Юта, а точнее, волонтерами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонами) на протяжении более 10 лет.

Конечно, искать необходимые документы среди огромного их количества невероятно сложно. Например, по запросу Глуск на сайте familysearch.org поисковик выдает 18 результатов: то есть на сайте есть 18 групп снимков метрических книг, где упоминаются Глуск, Глусская волость и т. д. В каждой из групп снимков — от 70 до 397 фотографий. А еще записи из глусских метрических книг встречаются в разделах с записями по Бобруйскому уезду, Слуцкой духовной консистории. Искать можно не только по географическому признаку, а и по названию церквей, костела. И тогда количество снимков, которые нужно просмотреть, чтобы найти, к примеру, своих родственников, удваивается и утраивается… Честно скажу, своих предков я еще пока так и не нашла. Зато нашла интересные записи из метрических книг глусского католического костела, Богоявленской, Воскресенской, Троицкой церквей Глуска, Поблинской Воздвиженской, Подлужской Николаевской церквей и даже записи об умерших Баратинской старообрядческой общины.

Самые старые записи Слуцкой духовной консистории (в нее в конце XVIII века входили и церкви Глуска), которые я нашла, относятся к 1776 году. Читаются нетрудно, несмотря на своеобразный, отличный от современного язык, использование скорописи (рукописный шрифт) и особенности почерков писарей. Вот типичный пример записи: «Местечка Глуска у жителя Глуской Богоявленской церкви прихожанина Глуского мещанина Корнилія Иванова сына Лабейки и 1-во брачной жены его Анастасии Еремеевой дочери родилась дочь Марія которая крещена тоя церкви настоятелем Феодором Мискевичем». Есть и такая интересная запись: «Местечка Глуска у жителя Глуской Униацкой Воскресенской церкви прихожанина, Могилевского мещанина Карпа Сиволапа и ево 1-во брачной жены Анны Денисовой дочери родися сын Герасим который крещен Глуской Богоявленской церкви настоятелем…» Восприемниками на крещении были «житель глуский брат хозяина Иван Сиволап и жителя глускаго Ивана Бреуса жена Анастасия униатка». 

Позже в церквях нашего местечка появились свои отдельные метрические книги. У каждой из церквей был свой приход — там регистрировали свои самые важные события в жизни прихожане самого Глуска и близлежащих деревень. Например, в метрических книгах Богоявленской церкви встречаются записи о рождении, бракосочетании, смерти жителей деревень Заполья, Калатичей, Калюги, Маковичей. В метрических книгах Воскресенской церкви, кроме регистрации важных событий из жизни жителей Глуска, есть и сведения о жителях Балашевич, Доколи, Мыслотино.

Одни из самых старых записей в книгах Богоявленской церкви Глуска датируются 1786 годом. Вот, например, такая запись о бракосочетании: «По исполнении всех  таин брака относящихся обстоятельств села Балашевич жителя Глуской Воскресенской Униацкой церкви прихожанина балашевичского жителя Мартина Долбика сын Григорий молодец, с дочерью села Заполья жителя Антипа Полоза Грипинаю девицею первым браком обвенчан Глуской Богоявленской церкви настоятелем Семеоном Казимировочом со взятием от старосты подписки что между оными лицами плотского и духовного сродства и никаких к бракосочетанию препятствий не имеется». Молодцу было 25 лет от роду, девице — 20. Вообще же, если говорить о возрасте вступления в брак, то на десятках пересмотренных мною страниц метрических книг я увидела только несколько записей, что венчались парень 16 и девушка 14 лет. Самый распространенный возраст для «молодца» — 18, 20, 25, для «девицы» — 17, 18, 20. Регистрировали браки и людей постарше — после 30 и 40 лет в основном женились вдовцы и вдовы вторым браком.

В записях об умерших есть имя того, кто умер, а если это женщина, то обязательно указано имя ее отца или мужа. «Жителя местечка Глуска иконописца Глуской Богоявленской церкви прихожанина Харлампия Петровича господина Тарасевича дочь его Елисавета престависа, и по обряду погребена приходским священником…» Девочке было 1,5 года. От чего умирали, в метрических книгах православных церквей конца XVIII века не указано. Зато почти у всех написано, что человек перед смертью исповедовался и причастился.

В записях о рождении тоже присутствуют пункты, которых в наше время уже не встретишь, например, законный (то есть рожденный в браке) ребенок или нет. Вот пример такой записи из метрической книги Подлужской церкви 1795 года: «Села Подлужья обывателя Ивана Ляпки с женою его Евфимией родился законно сын Евфимий крещен благочинным иереем Григорием Цытовичем восприемники были веры благочестивой восприемник деревни Подлужья Иоан Лугиня восприемница села Подлужья София жена Иоана Ляпки». А вот другая запись — за июль 1796 года о незаконнорожденном ребенке: «Деревни Заполья у жителя Сынклеты родилась незаконная дочь Ефимия…»

В одной из метрических книг за 1801 год есть имена священников церквей Бобруйского уезда, в том числе и относящихся к Глуску, которые вели метрические книги, или, как там написано, «метричные тетради»: «Села Поблина церкви Вознесенской иерея Благочинного Павла Андреевскаго… Местечка Глуска церкви Вознесения Господня священника Феодора Шенца… Церкви Богоявления Господня священника Феодора Мицкевича… Троицкой церкви священника Киприана Маскевича… Села Славкович Космодемьяновской церкви священника Леонтия Прорвича… Села Зеленкович Троицкой церкви священника Иоакима Юхневича».

Чем ближе метрические книги к нашему времени, тем более понятны записи, лучше классифицированы, больше информации в них есть, сами книги уже на печатной основе, готовые. Например, в метрической книге Поблинской церкви за 1896 год в записях об умерших указаны месяц и число, когда умер человек и когда был погребен, конечно же, его имя, возраст, от чего умер, кто исповедовал и причащал, кто совершал погребение. В одной из записей указано, что в деревне Повстка 17 числа умер крестьянин Тимофей Яковлевич Варень (фамилия написана неразборчиво). Похоронили его 22-го. Крестьянину было 70 лет, умер он от побоев.

Причины смерти в записях указаны разные. Если маленький ребенок, то в большинстве случаев это детская болезнь, конвульсии, скарлатина, коклюш, кровавый понос. Взрослые умирали от простуды, горячки, чахотки, паралича, от слабости, боли желудка, оспы, падучей болезни, воспаления легких, от родов. В некоторых записях, где указан возраст умершего 60, 65 лет, написано, что человек умер от старости.

Метрические книги глусского костела немного отличаются по форме записей от таких же книг православных церквей. Я просмотрела записи 1899 года: в глусском костеле крестили детей, регистрировали браки и смерть не только жители нашего местечка и близлежащих деревень, но и сельчане из довольно далеких от Глуска деревень, жители Старых Дорог, Бобруйского и Слуцкого уездов. Вот, например, такая запись: «Крестьяне Телядовичской волости Адама и Юзэфы из Прокоповичей Гордзеевичей законных супругов сын, родившийся 29 октября сего года в застенке Фортуны».

В метрических книгах костела одна из колонок с записями о рождении была с таким названием: «Когда, где, кто и кем, одною ли водою или со всеми обрядами Таинства окрещен».

Глусчане-католики при крещении называли своих детей как обычными и привычными нам именами — Мария, Анна, Константин, Пётр, Григорий, так и непривычными нашему слуху — Марцеля, Герасим, Сынклета, Серафим, Розалия, Витольд.    

Записи о смерти в метрических книгах костела тоже имеют свои особенности: есть имя умершего, возраст, где проживал, причина смерти, в отдельной графе имя родителей (если умер ребенок), мужа, жены и всех детей, которых оставил после себя умерший. Например, если умерла женщина, то такая запись: «Жена крестьянина Глусской волости Люцияна Русецкого, Юлия имевшая 27 лет. Оставила после себя детей сына Наполеона и дочь Марию». Причем, даже если муж умер раньше жены, всё равно в записи было указано «жена покойного крестьянина…» Если умирал мужчина, то запись в метрической книге следующая: «В имении Дворец скончался от паралича сердца Августин Никодимов… крестьянин из причисленных Глусской волости 68 лет от роду и оставил после себя жену Екатерину».

Есть среди записей о смерти в метрической книге Глусского костела за 1899 год запись о кончине Адольфины Ланевской-Волк: «21 января в имении Борисовщизна скончалась от аневризма сердца Адольфина Осиповна Ланевская-Волк, урожденная Порембская. Вдова после помещика Болеслава Ланевского-Волк, имея от роду 58 лет. Похоронена 24 января на Борисовщизненском домашнем кладбище». Это захоронение-склеп есть на кладбище в деревне Борисовщина до сих пор. В 1997 году о нем писал в нашей районной газете известный белорусский археолог Микола Кривальцевич. Это помещичье захоронение — огромное сооружение посреди небольшого сельского кладбища. Старожилы рассказывали, что после Октябрьской революции усыпальницу Ланевских-Волк разграбили, а молодые деревенские парни вытащили останки Болеслава и Адольфины и носили их по Борисовщине и даже соседним деревням, пугая темными вечерами сельчан. Такому поруганию захоронение подвергалось дважды: сразу после революции и в 1960-е годы. Сейчас вход в склеп замурован.

В костеле велись, конечно же, и записи о браке. Прежде чем обвенчаться, будущие молодожены должны были сдать предбрачный экзамен, то есть, если переводить на современный язык, они должны были заполнить анкеты. Кроме стандартных вопросов «имя, фамилия, возраст и место рождения» есть и такие: «не состоите ли в супружестве?», «добровольно ли и по собственному ли своему желанию вступаете в сей брак?», «с ведома ли родителей, опекунов или родственников?», «не делали ли обетов жить в целомудрии или поступить в монашество?», «не делали ли обручения с другим каким лицом и когда?», «не состоите ли между собою в родстве или свойстве по крови, а также в родстве и свойстве духовном?». Под анкетами стоят подписи жениха и невесты, а также троих свидетелей — так что утаить что-то или, хуже того, обмануть священника было невозможно. И на этом подготовка к венчанию всё еще не заканчивалась. Необходимо было объявить в костеле при людях о намерении венчаться. В метрической книге записано, что в костеле его настоятелем «по троекратному оглашении, из коих первое 27, второе 29 июня и третье 4 июля пред народом собравшимся на литургию сделано». Хочу привести одну запись о необычном венчании: «Крестьянина Глуской волости Эмерика Леневича холостого 28 лет из околицы Зарудечье с Ядвигою Струмилло девицею 51 года из имения Красное обоих прихожан Глуского костела по сделанному предварительно строгого с обоих сторон написанного исследования о препятствиях к бракосочетанию и по сокрытию никаких равно по изъявленному взаимному согласию… обнаруженному».

Сведения из метрических книг ценны не только для тех, кто ищет своих далеких предков, но и для краеведов, историков. В таком деле главное — терпение и усидчивость, ведь для того, чтобы найти только одного своего прапрадедушку, нужно пролистать не один десяток, а то и не одну сотню страниц старых документов. Но кто ищет, тот всегда найдет.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото документов с сайта familysearch.org

Последние новости

Общество

Глусчане подключились к республиканскому субботнику

20 апреля 2024
Культура

Экскурсия глусских «арт-крошек»

20 апреля 2024
Актуально

В рамках акции Госэнергогазнадзор бесплатно проведет обследование вашего дома

20 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла сегодня в Глуске

19 апреля 2024
Актуально

Первое заседание VII ВНС состоится 24—25 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Продлили контракт на правовом приеме! Какие еще проблемы помог решить профсоюз?

19 апреля 2024
Культура

Выставка работ учащихся Центра творчества Глуска открылась в районном музее

19 апреля 2024
Общество

Республиканский субботник пройдет в Беларуси 20 апреля

19 апреля 2024
Актуально

Отсрочки, штрафы и СМС‑повестки — о каких новациях нужно знать будущим призывникам

19 апреля 2024
Общество

Ремонт в городской бане Глуска

18 апреля 2024

Рекомендуем

Общество

В Глусском районе проверили готовность лесной охраны к пожароопасному периоду

7 апреля 2024
Есть вопрос? Есть ответ!

На связи с читателем. Кто должен строить гнезда аистам?

15 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

9 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Общереспубликанская акция «Разам з мастацтвам» прошла в Глусском районе

11 апреля 2024
Актуально

Все в банк! Новый порядок получения пенсий и детских пособий

14 апреля 2024
АПК

Посевная в агрофирме «Славгородский» Глусского района

11 апреля 2024
Общество

Новый состав молодежного парламента избрали в Глуске

12 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня: выставки, фильмы, танцы в Глуске

12 апреля 2024