«Незабытая история». Совместный проект газеты «Радзіма» и районного музея. Бытовая техника из прошлого
С тех самых времен, когда древние люди научились добывать огонь и в их рационе появилась жареная, вареная, тушеная еда, человечество придумывает приборы, чтобы эту еду как можно удобнее и быстрее приготовить. За много столетий человек придумал каменные и кирпичные печи, газовые, электрические и индукционные плиты. Одним из промежуточных этапов между печкой и плитой стали широко используемые когда-то примус и керогаз. Не так давно в районном историко-краеведческом музее появилась своя небольшая коллекция таких приборов для приготовления пищи, о которой мы и расскажем сегодня в рамках проекта «Незабытая история».
Возможно, старшее поколение глусчан даже помнит примусы и керогазы в своем доме. В развитии этих приспособлений для приготовления пищи выделяют три этапа: примус, керосинка и керогаз. Чем же они похожи и чем отличаются? Все три прибора работают только на керосине (правда, сейчас уже есть туристические бензиновые примусы). Различаются приборы по принципу работы. Примус значительно компактнее керогаза. Время его непрерывного горения может доходить до пяти часов. Движущей силой для подачи топлива в горелку в примусе является избыточное давление воздуха в резервуаре, а в керогазе — капиллярный эффект в фитиле, который не способен создать мощного потока топлива. Но керогаз разжигается дольше примуса. Керосинка — это что-то промежуточное между примусом и керогазом. По мощности она значительно уступает керогазу. Однако керосинку можно быстро зажечь и погасить, а керогаз — нет. Керосинка безопаснее керогаза и примуса.
Первые примусы появились в 1892 году, и тогда они сделали для хозяек практически революцию на кухне, так как эти компактные и быстро нагреваемые, по сравнению с печкой, приборы сокращали время приготовления еды и затраты женских сил.
Конечно же, примус «Рекорд-1» 1978 года выпуска, который хранится в фондах районного музея, — это уже более современный образец, но принцип его работы с годами не поменялся. Он из латуни, выпущен на заводе «Штамп» им. Ванникова в Туле, том самом, где производят знаменитые тульские самовары. Этот прибор в музей передали из деревни Погост. Надо отметить, что и сейчас примусы популярны у путешественников. Прежде всего из-за своей компактности, удобства и простоты в использовании. С ними даже можно летать в самолетах, предварительно слив горючее. Кстати, примус не раз становился одним из героев в литературе. Например, в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова кот Бегемот чинил примус, а затем использовал его, чтобы поджечь печально известную квартиру.
Еще один экспонат глусского музея — это классический керогаз. Он был выпущен на Витебском механическом заводе в 1980-е. В СССР такой прибор появился еще с 1930-х годов, и использовали его вплоть до начала 1990-х, пока даже в самые отдаленные села не пришел сжиженный газ в баллонах. Керогаз — это своеобразный гибрид примуса и керосинки. От них он собрал в себе все плюсы и минусы. Чтобы керогаз разгорелся, требуется от 4 до 7 минут, чтобы загасить его — примерно столько же времени, а чтобы закипятить четыре литра воды, потребуется от 30 до 55 минут — в зависимости от материала, из которого изготовлен фитиль прибора. При приготовлении еды на керогазе она, как правило, всегда была немного с запахом керосина. Одно из главных преимуществ керогаза — малый расход горючего: всего 80 граммов керосина в час.
Для тех, кто никогда не видел таких интересных и необычных приборов, а только читал о них в художественной литературе или видел в кино, есть уникальная возможность посмотреть на них в реальности, в районном музее.
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Фото предоставлены районным музеем