Связать потерянные нити


Никому не дано знать, как сложится его судьба…
Влас Павлович Малевич был расстрелян в июле 1941 года — за связь с партизанами. Его жена Розалия осталась с новорожденной дочкой на руках и на допросы в гестапо всегда брала малышку Валентину с собой: расстреляют — так обеих, а без матери дитя пропадет. Наполеон Брониславович Русецкий, родной брат Розалии Малевич, воевал с 1944 года на 1-м Белорусском фронте, в 1946 году вернулся в Советский Союз и почти сразу по приезде был арестован, восемь лет провел в лагерях…

Маленькая Валечка выжила, сейчас ей 76 лет. В родном Заполье (Хвастовичского сельсовета) Валентина Власовна не была уже много-много лет, практически с тех пор, как после школы завербовалась на север, в Карелию. Но о Беларуси вспоминает каждый день, любовь к этой стране и уважение к ее жителям с детства внушила своей дочери. Именно от ее дочери, которую тоже зовут Валентина (Лебедева), в начале мая в редакцию пришло короткое письмо-вопрос: мол, хотим приехать на праздник Победы в Глуск, пройти в «Бессмертном полку» (проводится ли он?) с портретами своих предков и по возможности разыскать родственников. Естественно, только ответом, что да, акция «Бессмертный полк» у нас проходит, мы не ограничились и с удовольствием пообщались с Валентиной Лебедевой и ее дочерью Евгенией по их приезде в Глуск.
— С самого детства я слышу от мамы, как прекрасна Беларусь и какие замечательные там люди, люди со знаком качества, — говорит Валентина Лебедева. — Да, мама рассказывает о своем послевоенном детстве, о том, как приходилось много и тяжело работать, ведь вдовам не было никакой особой помощи. Во многом такая непростая жизнь и подтолкнула ее уехать на север, а потом забрать туда свою маму (и мою бабушку) Розалию. Но о жителях, белорусах, мама отзывается только хорошими словами. И с детства я слышу ее рассказы о наших родственниках, об ее отце Власе и дедушке Павле Малевичах, о дядях и тете Русецких, я знаю о них так много подробностей, что порой кажется, что была знакома с ними лично. Несколько лет назад мы решили, что нужно ехать в Беларусь и искать свои корни.

От Валентины Лебедевой мы и услышали историю Власа Малевича и Наполеона Русецкого. И тут всё по порядку.
Влас Малевич, один из пяти детей Павла Малевича, родился в 1904 году. У Павла было еще три сына, это Михей, Иван и старший сын (его имя неизвестно, известно только, что он погиб в 1930-х годах), а также дочка Ефросинья, в замужестве Дященя. Все они жили в Заполье.

В первом браке у Власа Малевича было четверо детей. Две старшие дочери, они умерли совсем молодыми, и двое сыновей. Розалия Брониславовна (в девичестве Русецкая) стала второй женой овдовевшего Власа Малевича, не побоялась, что у того четверо детей. Влас прошел финскую войну, был общественным активистом, председателем колхоза, сильным и надежным человеком. Когда на белорусскую землю пришли фашисты, Розалия носила под сердцем их с Власом дочь. Девочка Валя родилась 3 июля 1941 года. В этом же месяце немцы расстреляли (по доносу, и, между прочим, доносчиком был двоюродный брат) Власа Малевича. В тот день он тайком пришел в деревню, чтобы увидеть новорожденную дочь. После расстрела мужа Розалию часто вызывали на допросы, требовали признаться, что она помогает партизанам, и она на самом деле брала с собой свою маленькую дочку, понимая, что без матери девочка просто пропадет. Старшим мальчишкам Серёже и Коле в начале войны было 11 и 5 лет.
К счастью, семья выжила. Валя подросла, пошла учиться. Сначала она ходила в Калатичскую начальную школу, где учительницей была женщина по фамилии Володкович. Имени, к сожалению, Валентина Власовна не помнит, но знает, что муж учительницы заведовал магазином. В начале 1944-го года немцы открыли в Глуске костел (до этого он долгое время был закрыт), и Розалия вместе с братом Наполеоном приехали туда, чтобы крестить своих детей. В крестные брали чужих людей, находившихся в тот день в костеле. Так заведующий магазином в Глуске Володкович неожиданно стал крестным отцом Валентины. С семьей Володкович связана и еще одна история: эти люди буквально спасли Валю Малевич. Произошло это уже после войны. Тогда Валя серьезно заболела. Не было денег на лекарство, а главное — невозможно было достать само лекарство. Встретив на улице Розалию Брониславовну, Володкович поинтересовался, что случилось, мол, на ней лица нет. Женщина и рассказала ему о своей беде: дочка умирает. Он ничего не сказал, но через какое-то время принес им домой лекарство и денег никаких за это не взял.
Потом Валентина Малевич перешла учиться в школу № 1 Глуска (тогда это была белорусская школа), а после ее окончания, в 17 лет, уехала в Карелию. Несколькими годами раньше туда переехали братья Сергей и Николай Малевичи, туда же Валентина уговорила переехать и свою маму Розалию. В Карелии Валентина Власовна вышла замуж. У нее сын и дочь, трое внуков. Сейчас она живет в Петрозаводске.
Дальше слово Валентине Лебедевой, которую я попросила поделиться впечатлениями о Глуске и рассказать, что им удалось увидеть и узнать:
— Сегодня добрались до дома. У нас масса положительных эмоций. Рассказали и показали всё маме. Спасибо вам всем огромное! Очарование вашей страной началось ранним утром 6 мая в Минске, когда мы вышли из поезда. Вокзал, конечно, произвел сильное впечатление, белорусская речь, чистые, красивые, цветущие улицы — всё это создало замечательное настроение. Вечером на автовокзале, когда садились в автобус до Глуска, водитель по имени Владимир развеселил нас беседой, доехали незаметно. С этого душевного человека началось наше знакомство с родиной моей мамы. На следующий день с утра мы были у вас в редакции, потом общались с разными людьми, искали информацию о наших предках по линии маминой мамы, её отца. Мы очень благодарны всем за неравнодушие и участие. На старом кладбище в Глуске мы нашли несколько могил маминых двоюродных родственников, которых она очень хорошо помнит. Если бы вы знали, как мы обрадовались! Мы обошли всё кладбище! Могилы ухоженные, значит, их дети и внуки живут рядом. Я говорю о людях по фамилии Русецкие и Хмелюк. Если говорить о Глуске, то у нас сразу возникло впечатление, что мы как будто дома. Мы с дочкой выросли и раньше жили в маленьком карельском городке на берегу Белого моря, поэтому провинциальные неспешность, умиротворенность и уют нам очень близки. Чистоту и уют вашего города хочется особо отметить. Дочка даже заговорила о том, чтобы переехать сюда жить. А еще аисты! Была у меня какая-то детская мечта увидеть этих благородных птиц. Увидела!
Нам удалось побывать в Заполье, и мы очень благодарны Надежде Ивановне Димовой, которая оказалась двоюродной сестрой моей мамы, за гостеприимство. От нее и односельчан мы узнали очень много о наших родственниках, уже умерших и ныне здравствующих. Также встретили давнюю подругу моей мамы по юности Анну Петровну Глаз. Она очень растрогалась.
На следующее утро мы отправились на деревенское кладбище, нам показали могилы родственников. Очень хотелось найти старые могилы предков (деда Власа, прадеда Павла и других), но, как и на кладбище в Глуске, где тоже покоятся деды и прадеды по линии Русецких, старые могилы не опознаны. Они там, они точно там, но увы….. Главное для нас, что нам удалось побывать в этих местах и почтить их память.
Вот такие наши впечатления. Будем всегда помнить о добрых и душевных людях, которых мы встретили во время нашей поездки.
Если родственников по линии Власа Малевича гости из Петрозаводска нашли, то съездить в Заволочицы, где много лет жили и похоронены Киселева (Русецкая) Виктория Брониславовна (1894—1973 гг.) и Русецкий Наполеон Брониславович (1909—1995 гг.), родные брат и сестра Розалии Малевич, они не успели. Валентина и Евгения очень надеялись, что на параде 9 Мая к ним, прочитав знакомые фамилии на табличке, кто-нибудь подойдет, но увы… Впрочем, они настроены вернуться на Глусчину еще, а пока просят откликнуться (можно писать или звонить в газету) возможных родственников. Валентина Лебедева рассказала нам всё, что их семье известно о Наполеоне Русецком — родном брате ее бабушки Розалии Малевич.
Наполеон родился в 1909 году в семье Эмилии и Бронислава Русецких, живших в Дуброве Глусского района, у него было семеро братьев и сестер. Первую жену Наполеона звали Яня, родом из Калатич, и у них было четверо детей: Казимир, Людмила, Виктор и Эмилия. В августе 1944 года, после освобождения БССР, Наполеон Русецкий был мобилизован в Красную Армию и с сентября 1944-го воевал на 1-м Белорусском фронте, был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». В 1946 году Наполеон Русецкий был репрессирован и отправлен в лагерь в Норильск, также была арестована и выслана на пять лет его жена Яня, о ней больше ничего неизвестно. Двоих старших детей, Казимира и Людмилу, забрали на воспитание близкие родственники, двое младших были отданы в детдом, их дальнейшая судьба неизвестна. Когда Наполеон вернулся домой, детей ему не отдали. Он потом повторно женился, фамилия его второй жены — Дробова, и жил в Заволочицах.
Валентина Малевич бережно хранит немногочисленные сохранившиеся фотографии, на них Станислав Брониславович Русецкий (1896—1954 гг., жил в Дуброве), его сын Тадеуш (1930—1980 гг.), дочери Мария (1936—1978 гг.) и Виталина, еще Ян — сын Виктории Брониславовны Киселевой (Русецкой). Часто достает из заветного альбома Валентина Власовна и фотографию 1957 года, где она со своей школьной подругой Олей Куделкой.
…Никто не знает, как сложится судьба человека, где он окажется, с кем придется расстаться… Но в наших силах иногда бывает найти и связать потерянные нити. Семья Малевич-Лебедевых очень надеется, что им удастся отыскать родственников по линии Русецких и Малевич. А в следующем году на День Победы они снова, скорее всего, приедут, чтобы пронести по улицам Глуска в «Бессмертном полку» табличку с именами своих прадедов — Власа Малевича и Наполеона Русецкого.
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото Анны АВТУХОВОЙ и из архива семьи Малевич