Темы

Два глусских гимназиста будут участвовать в республиканской олимпиаде

Два глусских гимназиста будут участвовать в республиканской олимпиаде

Перейдя в седьмом классе из сельской белорусскоязычной школы в гимназию Глуска, дома с родными Степан Кастюкевич и сейчас часто разговаривает по-белорусски: говорит, без практики теряются особенности произношения, забываются навыки говорения. Однако это не единственный фактор, благодаря которому девятиклассник гимназии Глуска завоевал в этом году диплом 2-й степени на областной олимпиаде по белорусскому языку и литературе.

«Степан из тех, кто любит и умеет учиться, — дает характеристику ученику заместитель директора гимназии Людмила Маевская. — От природы одаренный, о таких говорят: боженька поцеловал. Степан прекрасно понимает, что только на природных данных долго не продержишься, их нужно развивать, постоянно совершенствоваться, углублять знания. Он целеустремленно и последовательно идет вперед».

И это касается не только белорусского языка, Степан признается, что практически все школьные предметы идут у него одинаково ровно, не вызывая сложностей. Тут не могу не сказать, что в прошлом учебном году Степан Кастюкевич был участником областного этапа олимпиады по математике. Кому-то может показаться удивительным такой зигзаг, от математики к языку, но на самом деле никакой смены интересов не было, говорит Степан, с математикой он и сейчас продолжает дружить. Просто на областную олимпиаду по белорусскому языку и литературе отбирают начиная лишь с 9-го класса, а по математике — уже с 8-го. Его результат на районной олимпиаде по математике позволил пройти в следующий тур, так почему и нет? Как минимум Степан получил полезный опыт и в этом году уже на олимпиаду по белорусскому языку отправился более уверенным. Тем более, признается, этот учебный предмет ему всё же чуточку ближе, чем остальные.

Олимпиада по белорусскому языку и литературе состояла из двух больших испытаний: требовалось написать отзыв на литературное произведение и выполнить задания комплексной работы. Из ста возможных баллов Степан Кастюкевич набрал 74,85 и получил, таким образом, 2-е место. (В олимпиадах школьников диплом зависит от фиксированного количества баллов, а не по системе «кто больше».) Обидно: до первого места ему не хватило 0,8 балла. В рейтинге участников олимпиады наш гимназист оказался третьим, а первые пять человек попадают в сборную области для участия в заключительном, республиканском, этапе. И еще один бонус: как призер областной олимпиады Степан освобождается от экзамена по белорусскому языку за девятый класс.

Республиканский этап не за горами, на весенних каникулах, и Степан усиленно к нему готовится. Ежедневно и практически ежечасно. И это не метафора и не красивые слова. Повторять правила, практиковаться в произношении, писать отзывы и заучивать наизусть цитаты он может и ранним утром, и поздним вечером. Тем более что учитель белорусского языка и литературы Ирина Ивановна всегда рядом — «по совместительству» она мама Степана Кастюкевича.

Однако для всего этого — учить, разбираться, запоминать, тратить на занятия свободное время — обязательно желание самого ученика, уверен Степан. Заставить подростка заниматься помимо его воли трудно. Ну и, бе-зусловно, чтобы достичь результата, нужно забыть о лени: только регулярные повседневные занятия. И уже всё это вместе взятое: желание учиться, кропотливый постоянный труд, стремление идти вперед, показать себя и свое учебное заведение плюс немного везения — может привести к успеху.

Такое наблюдение: большая часть нынешних участников ездила на областную олимпиаду по учебным предметам и в прошлом учебном году. И некоторые из них свой результат сейчас улучшили. Как, например, гимназист Александр Скубилов. В прошлом году он хорошо выступил на районном этапе олимпиады по физической культуре и здоровью, прошел на область и там был награжден поощрительным дипломом. В этот раз Александр привез из Могилёва диплом 2-й степени.

Любовь к спорту накрыла Александра в седьмом классе, но серьезные результаты пришли только спустя два года. Работа, работа и еще раз работа — вот то, что десятиклассник называет залогом своего успеха. Ведь, как он сам признается, природного таланта, природных данных у него нет. Но есть желание добиться максимально возможных результатов. «Целеустремленность и работоспособность, пожалуй, главные Сашины качества», — говорит замдиректора Людмила Маевская. А еще отмечает она роль учителей, Анатолия Николаевича Медведко и Инны Николаевны Ляпко, которые сумели замотивировать мальчика.

Сейчас в недельном расписании десятиклассника Александра Скубилова — шесть тренировок по плаванию (ходит на две секции), пять тренировок по волейболу (тоже две секции). То есть сразу после уроков у него бассейн, затем волейбол, домой попадает ближе к девяти вечера. При этом средний балл в дневнике — 8,9. Когда всё это успевает? Во-первых, научился планировать и распределять свое время, говорит мой собеседник. «Во-вторых, он очень результативно, по максимуму, работает на уроке, и тогда дома не надо тратить время на то, чтобы разобраться в теме», — добавляет заместитель директора.

Надо сказать, что для олимпиады по физкультуре мало быстро бегать и хорошо играть в футбол. Она включает несколько этапов, в том числе теоретический. Вот навскидку несколько вопросов из этого этапа. В каком году на Олимпийских играх впервые были представлены соревнования по прыжкам на батуте? (в 2000-м). Кто из белорусских спортсменов в 1992 г. был признан лучшим спортсменом и награжден призом «Джесси Оуэнса»? (гимнаст Виталий Щербо). Какую медаль завоевал в составе сборной СССР по футболу Александр Прокопенко на XXII Олимпийских играх в Москве? (бронза). Мышцы с одним брюшком и двумя сухожилиями называют… (простыми).

«Поверьте, когда в 9-м классе Анатолий Николаевич предложил поучаствовать  в олимпиаде, я даже не знал, кто такая Дарья Домрачева, не говоря уже обо всём остальном», — честно признается Александр. Тем не менее теперь, проштудировав всевозможные источники и прорешав все изданные тематические тесты, гимназист в своих знаниях достаточно уверен. На областной олимпиаде в теоретическом туре он был по баллам пятым.

В практической части участникам необходимо было проплыть 50 метров вольным стилем, продемонстрировать свои умения владеть элементами спортивных игр (гандбола, футбола, волейбола и баскетбола), пройти тестирование физподготовки (подтягивание, прыжок в длину с места, челночный бег).

«Досадно, что с плаванием, с которого и начиналось мое увлечение спортом, получилось не так хорошо, как бы я хотел, — рассказывает Александр. — Мой изначальный результат — 33 секунды, и я никак не могу его улучшить, на олимпиаде проплыл за 32,3 секунды, и это 16-й результат среди участников. С другой стороны, парень, показавший 11-й результат, проплыл дистанцию за 32,0 секунды, получается, доли секунды отделяют пятерку мест».

По итогам областной олимпиады Александр Скубилов вошел в пятерку лучших и в состав областной сборной. Паники перед республиканским этапом, говорит спортсмен, он не испытывает, знает, что в стрессовых ситуациях спасут только уверенность и спокойствие, а пока нужно готовиться, исправлять ошибки, собираться с силами, выходить на пик формы.

Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ

Фото автора

Последние новости

Власть

Лукашенко подписал закон о риелторской деятельности

13 мая 2025
Читать новость
Происшествия

В Мозырском районе на реке Припять в автомобиле утонул рыбак, его товарищ сумел выбраться

13 мая 2025
Читать новость
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

День нашей Победы. Как глусчане праздновали 9 мая

13 мая 2025
Читать новость
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Сказать спасибо за мирное небо. Поздравления принимал Евгений Тимофеевич Шилов

13 мая 2025
Читать новость
Образование

На финишной прямой. Когда пройдут «последние звонки» и выпускные?

13 мая 2025
Читать новость
АПК

На полях Глусского района

13 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем