Темы

Вторая жизнь отработанного масла

Собирая материал для этой статьи, я поинтересовалась у своих знакомых водителей, что они делают с отработанным маслом. Ответы были практически одинаковые: используем в хозяйственных целях или просто храним его в гараже. На нескольких глусских предприятиях, куда я позвонила, сказали, в общем-то, то же самое.

Статистика свидетельствует: ежегодно в Беларуси используется около 140 тысяч тонн смазочных автомобильных и индустриальных масел, однако на переработку попадает лишь 10 процентов от этого числа. В Европе же такой показатель достигает 75 процентов.

В Крупском районе Минской области в июне текущего года открылся завод по переработке автомобильных и индустриальных масел. Это уникальное для стран СНГ предприятие, обладающее современными технологиями для обезвреживания и переработки загрязненных отработанных масел. Новый завод — результат инвестпроекта Министерства природных ресурсов Беларуси и израильской компании. За год на предприятии планируют перерабатывать до 15 тысяч тонн отходов, а из полученного сырья будут выпускать маслосодержащие продукты, 70 % из которых являются или импортозамещающими, или экспортными. Причем цена их будет на 40 % ниже стоимости аналогичных материалов, имеющихся на рынке, при практически одинаковом качестве.

Кроме экономической выгоды, повторное использование отходов — это еще и забота об окружающей среде, так как в отработанном масле содержатся сажа, тяжелые металлы, а при попадании в почву всего один литр использованного масла может загрязнить до тысячи тонн грунтовых вод. Треть отработанных масел идет на сжигание, в результате которого образуются устойчивые химические соединения, крайне опасные для здоровья человека — пары сжигаемых нефтепродуктов воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, повышают риск заболеваний раком, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом.

Отработанные масла — это ценный продукт нефтепереработки, и современные технологии позволяют их регенерировать, очистить и вовлечь в дальнейший хозяйственный оборот, что является наиболее рациональным способом их использования.

Собирать отходы будут по всей стране — на многих предприятиях уже установлены порядка двух тысяч контейнеров. Заключено более 2 000 договоров с юридическими лицами на сбор отходов.  Также подписан договор с «Белкоопсоюзом» о сотрудничестве по сбору отработанных масел у населения. При необходимости на объекты, где собираются отработанные масла (например, СТО), на подготовленную площадку устанавливается специализированная емкость объемом от одной до двух тонн, оборудованная уровнемером и переходниками. Она монтируется на поддон, чтобы избежать проливов на землю. По мере наполнения емкости «отработкой» приезжает специализированная автоцистерна, оборудованная специальным насосом, и откачивает содержимое емкости. Автоцистерна перевозит собранное отработанное масло на завод в Крупки для дальнейшей переработки.

Но, к сожалению, руководство многих предприятий плохо информировано о проблеме вторичного использования «отработки». Начальник отдела по связям с общественностью Крупского завода по переработке использованных масел Дмитрий Могилевский пояснил ситуацию: «Наше предприятие молодое, и как производство будет развиваться дальше, зависит от того, насколько эффективно удастся наладить сеть по сбору отработанных масел, насколько граждане и руководители предприятий будут информированными и сознательными в вопросах необходимости сдавать отработанные масла на переработку. Для этого нужна разъяснительная работа. Пока, к сожалению, мы видим недостаточное понимание и отсутствие информированности». Специалист по закупкам ИООО «ДВЧ-Менеджмент» Александр Кузьмук рассказал, что предприятиям Могилёвской области, в том числе и Глусского района, были отправлены приглашения к сотрудничеству, но, к сожалению, они проигнорированы. «Руководителям организаций надо знать, — отметил Александр, — что предприятия не несут никаких материальных затрат при сдаче отработки, а наоборот — завод оплачивает закупку масла как вторсырья».

К слову, в настоящее время завод производит из отработанных масел широкий спектр инновационной импортозамещающей продукции. Для производителей удобрений — антислеживатели и пылеподавители, для машиностроения — масла закалочные, гидравлические, редукторные, для строительной отрасли — разделительные смазки. Более 50 % объема всей продукции поставляется на экспорт — в Чехию, Польшу, страны Балтии, Россию, Украину, на Кипр.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Последние новости

Актуально

Чтобы защитить свой урожай

2 мая 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Брянская наступательная операция

2 мая 2024
Общество

Белорусская партия «Белая Русь» отмечает первую годовщину

2 мая 2024
Общество

Учатся помогать. Слет юных спасателей-пожарных прошел в Глуске

1 мая 2024
Общество

Толокою. Уроженцы Ольницы организовали субботник на сельском кладбище

1 мая 2024
Актуально

1 мая — Праздник труда

1 мая 2024
Общество

В память о чернобыльской трагедии

30 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Слово делегату ВНС Олегу Дьяченко

30 апреля 2024
Актуально

Какой будет новая Военная доктрина Беларуси. Хренин раскрыл подробности документа

30 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Власть

Новое руководство в министерствах и местная вертикаль. Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

22 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

26 апреля 2024