Об автобусах, маршрутах и делах на предприятии

В мои студенческие годы, когда маршруток и личного транспорта было поменьше, а очереди на автовокзалах — побольше, уехать из дома в город и обратно иногда было проблематично. Думаю, многие глусчане моего возраста и старше помнят, как нужно было брать штурмом автобус на самом, пожалуй, популярном тогда направлении «Глуск — Осиповичи». Обратив недавно внимание на большой, но полупустой автобус, отправлявшийся в Бобруйск, подумала: а чем живет сейчас глусский Автопарк, как зарабатывает деньги, какие планы строит? Обо всем этом и спросила у его директора Александра СЫТЬКО.
— Александр Владимирович, чем живет сейчас ваше предприятие?
— Если буквально, то «живем» тем, что зарабатываем на работе грузовых автомобилей, сегодня это — основной источник наших доходов. Все грузовики исправны, в случае поломки оперативно ремонтируются, и работой, к счастью, они обеспечены. Сейчас 10 МАЗов занято на строительстве дороги «Минск — Гомель», на участке между Бобруйском и Жлобином, 6 МАЗов работают в нашем районе по заявкам организаций — «Жилкомхоза», ПМК-249, СПК, во время уборочной были заняты на перевозке зерна. Заказы для грузовых автомобилей ищем, где только можно. Правда, есть проблема — нехватка топлива, без которого, как известно, машина не поедет. Работаем, как говорится, буквально с колес, но возникает еще одна проблема — неплатежи со стороны организаций как района, так и других. Почти 900 миллионов рублей в общей сложности нам сегодня должны хозяйства района, 309 миллионов — Могилёвский комбинат хлебопродуктов.
— А как же автобусные перевозки?
— Это вопрос, признаюсь честно, наболевший. Сейчас у нас действует 14 пригородных, 2 городских и 4 междугородних маршрута. С каждым годом уменьшается количество пассажиров, связано это с тем, что выросло количество личного автотранспорта, появились частные перевозчики, да и в целом население района уменьшается. Междугородние автобусы не дотируются из бюджета, то есть в идеале должны сами на себя зарабатывать. Это в идеале, а на деле за 8 месяцев этого года междугородние маршруты принесли нашему автопарку 208 миллионов убытков, самое убыточное направление здесь — «Глуск — Могилёв». Единственный прибыльный «межгород» — это рейс в 15:00 на Минск и обратно, за январь — август он заработал 68 миллионов прибыли.
— Не будет ли возобновлено ежедневное автобусное сообщение с Осиповичами?
— Это направление за 8 месяцев года дало нам убытков на 52 миллиона, поэтому речи о ежедневных рейсах не ведется. То же касается остальных действовавших, но закрытых маршрутов: утренний на Минск, на Горки, в 5 утра на Бобруйск. Все они были закрыты в связи с отсутствием пассажиров и очень большой убыточностью, и вопрос о возобновлении не ставится. Наши водители с удовольствием бы работали на разных направлениях и зарабатывали себе зарплату, но в том-то и дело, что междугородние маршруты себя давным-давно не оправдывают.
— В те времена, когда я была студенткой и ездила на автобусах, иногда случалось так, что накануне праздников автобус не вмещал всех желающих уехать. Как обстоят с этим дела сейчас?
— В праздники и большие выходные, когда ожидается большее количество пассажиров, в случае необходимости мы даем не маршрутку, а большой автобус, дополнительные автобусы. Связываемся с автовокзалами Минска, Могилёва и выясняем, сколько человек купили билеты предварительно. Так и службы этих автовокзалов, когда видят, что билетов продано уже достаточно много, сообщают нам об этом, чтобы мы могли скорректировать график и дать больший автобус. Но скажу, что пассажиропоток и в праздничные дни уменьшается: если года три-четыре назад мы давали на Радоницу до пяти дополнительных автобусов на Минск, сейчас — только один.
— Бывает, в редакцию звонят люди и жалуются на то, что невозможно из деревни доехать в Глуск в будний день, кроме среды и пятницы.
— Скажу так: существуют социальные стандарты, и их мы выполняем. В центральную усадьбу хозяйства, сельсовета или в агрогородок автобус должен ходить четыре раза в неделю по два оборота (у нас это утром и днем), в остальные населенные пункты — два раза в неделю по два оборота. Сверх стандартов, то есть ежедневно, мы пускаем автобусы в те деревни, где есть школьники, но отсутствует их подвоз к учебным заведениям, сейчас это направления на Городок и Борисовщину. С просьбами возобновить ежедневные рейсы по их маршруту обращались жители Заелицы и Славкович, где учеников сейчас тоже забирает школьный автобус. Мы пошли навстречу этим просьбам, и с 28 сентября автобус «Глуск — Зорька» ходит ежедневно. Но ситуацию с этим направлением мы держим под контролем, будут пассажиры — будет и автобус, не будет пассажиров — придется этот маршрут отменить.
— Вы говорили, что главный источник доходов вашего предприятия — грузоперевозки. А как еще Автопарк зарабатывает деньги?
— Неплохую прибыль приносит станция диагностики. За 8 месяцев ее доход составил 353 миллиона рублей, чистая прибыль из них — 122 миллиона.
Уже довольно продолжительное время мы оказываем экскурсионные услуги. В январе — августе у нас состоялось 24 поездки, в которые мы свозили более 1 000 человек, большинство из них — школьники. Раньше было больше взрослых и география поездок была более широкой, в ту же Украину, Россию. Сейчас экскурсии организуем в основном по Беларуси, хотя летом была одна в Петербург. Доходы от этой деятельности за 8 месяцев составили 227 миллионов рублей, прибыль — 49 миллионов.
— Ну что ж, желаю вам прибыльной деятельности и в дальнейшем, меньше убытков, и спасибо за беседу.
Оксана ВАСИЛЕВСКАЯ
Фото Ирины ГРОМЫКО