Темы

Глусчина 150 лет назад

Недавно в интернете я наткнулась на интересную публикацию, в которой речь шла о Бобруйске и о волостях, расположенных на территории современного Глусского района, которые во второй половине XIX века относились к Бобруйскому уезду Минской губернии. Автор статьи Николай Полевой — русский офицер, мировой посредник, председатель Бобруйской поверочной комиссии и съезда мировых посредников, председатель Калишской комиссии по крестьянским делам в 1864—1865 годах. Его статья «Два года (1864 и 1865) из истории крестьянского дела в Минской губернии» — это воспоминания о работе на белорусских землях в 60-е годы XIX столетия. Часть материала посвящена Бобруйску и Бобруйскому уезду — записаны впечатления о жизни и быте его жителей. Статья была опубликована в 1910 году в журнале «Русская старина». Вот небольшие отрывки из нее. Орфография оригинала сохранена.

«…В Бобруйске из 20 000 жителей христиан было не более 1 000 человек —  чиновников, рабочих. Остальные 19 000 — были евреи. Не было ни одного хорошего магазина. Вся торговля сосредоточивалась на базаре, где стояли досчатые деревянные балаганы. Мало-мальски хорошие товары приходилось выписывать. Сообщение с образованным миром было очень скудное. До повстания (восстание под руководством К. Калиновского 1863—1864 гг. — Ред.) через Бобруйск два раза в неделю проходила почта из Москвы и в Варшаву и привозила в Бобруйск корреспонденцию. Во время повстания ход почты от Бобруйска до Варшавы временами прекращался, a потому почтовые кареты, возившие почту и пассажиров, доходили только из Москвы до Бобруйска. Далее почта доставлялась уже на телегах. Петербургская почта доставлялась в Бобруйск через Минск, тоже два раза в неделю; письма шли дней семь и более. Вот в какую глушь забросила меня судьба!..

…Из поляков, помещиков моего участка, Поленов одобрил только одного человека, мирового посредника Нерезиуша, сменить которого я приехал. Он признал его честным, благородным человеком, который никогда не шел против русского правительства — не согласился подать в отставку по требованию революционного правительства. Теперь он выходит в отставку по собственному желанию… Поленов советовал мне для приема участка ехать прямо к нему, в имение Балашевичи, около местечка Глуска…

…Так как я хотел тотчас сделать объезд всех волостей моего участка, Нерезиуш указал мне, как удобнее сделать это, чтобы не проезжать два раза по одним местам, указал, в каких волостях я могу удобно ночевать и достать пищу. На другой день я обревизовал Балашевичскую волость, расположенную в двух верстах от усадьбы Нерезиуша, собрал там волостной сход и в первый раз ознакомился с белорусским крестьянином…

…В участке моем было семь волостей. Он занимал всю западную часть уезда, к Слуцку. Был весь покрыт лесом, среди которого местами стояли деревни. Только около деревень были открытые места, занятые пахотными полями и сенокосами крестьян. От деревни до деревни надо было проехать по лесу верст 15 и даже 20. Это было в полном смысле Полесье. Деревни большею частью были не велики, дворов на десять, двадцать. Местами в деревнях заметна была большая бедность. Меня, великоросса, особенно поражала нищенская бедность крестьянских построек: избы были маленькие, все курные. Хозяйственные постройки плохие, все крыто соломой. И это в стране, сплошь заросшей вековым лесом, который был ни по чем, гнил на корню!… Скота у крестьян было не много, и тот мелкий, худой. Крестьяне обрабатывали землю волами. Лошади были не у всех и почти не заслуживали названия лошадей — это были маленькие, худые, бессильные, мохнатые зверки. Упряжь на лошадях состояла вся из оголовка — хомута, очень упрощенного, самодельные клещи и войлочный потник. Шлеи не было, гужи веревочные, дуга самодельная, низенькая, почти лежала на шее у лошади. О седелке, чересседельнике и помину не было! На таких лошадях, при такой сбруе, я делал объезд волостей, сидя в тележонке, тоже до крайности упрощенной. Колеса в ней были не кованные, кузов состоял из двух дрожин с доскою, на которую положена вязанка сена для сидения. Когда на дальнем краю моего участка я выбрался на шоссе и мог потребовать себе пару лошадей и почтовую бричку на почтовой станции, мне показалось, что я еду в роскошном экипаже, на дорогих лошадях…»

Подготовила

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Последние новости

Общество

Белорусская партия «Белая Русь» отмечает первую годовщину

2 мая 2024
Общество

Учатся помогать. Слет юных спасателей-пожарных прошел в Глуске

1 мая 2024
Общество

Толокою. Уроженцы Ольницы организовали субботник на сельском кладбище

1 мая 2024
Актуально

1 мая — Праздник труда

1 мая 2024
Общество

В память о чернобыльской трагедии

30 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Слово делегату ВНС Олегу Дьяченку

30 апреля 2024
Актуально

Какой будет новая Военная доктрина Беларуси. Хренин раскрыл подробности документа

30 апреля 2024
Актуально

Вольфович. Концепция национальной безопасности

30 апреля 2024
Власть

Нам нужен мир. Второй день заседания VII ВНС

30 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Власть

Новое руководство в министерствах и местная вертикаль. Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

22 апреля 2024