Темы

Армейские уроки Павла Пригары

Армейские уроки Павла Пригары

Сейчас историки и журналисты-исследователи открыто говорят о том, что в истории Советского Союза не было ни одной пятилетки, в течение которой советские солдаты и офицеры не принимали бы участия в военных конфликтах международного масштаба. До Великой Отечественной советские солдаты помогали братскому испанскому народу защищаться от фашистов. С началом холодной войны конфликтов в мире не стало меньше. Корея, Вьетнам, Алжир, Египет, Мозамбик, Йемен, Ангола, Сирия, Эфиопия — это еще не полный список горячих точек на карте мира, где присутствовали советское оружие и советские военные (справедливости ради скажем, что и американские там тоже были). Но самый крупный и затяжной конфликт, в котором принимал участие Советский Союз, — война в Афганистане.

Почти сорок лет назад в декабре 1979 года советское руководство приняло решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию Демократической республики Афганистан, чтобы помочь афганскому народу отстоять завоевания народной революции. Первый советский специализированный разведывательный батальон (так называемый Мусульманский батальон) прибыл в страну во второй половине декабря 1979 года. В конце этого месяца колонны 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа пересекли афганскую границу по понтонному мосту через реку Амударья. Это были первые советские солдаты-срочники, ступившие на афганскую землю. Всего же за десять лет войны и за все годы нахождения ограниченного контингента советских войск в Афганистане через его ряды прошло около 620 тысяч советских военнослужащих. Среди этих солдат и офицеров были, конечно же, и белорусы, в том числе и наши земляки.

В начале 1980 года в числе первых советских солдат-срочников в Афганистане оказался и уроженец деревни Подлужье Глусского района Павел Пригара. Мы встретились с ним и побеседовали. Когда я спросила, чем больше всего ему запомнилась служба (знаю, что мужчины очень любят вспоминать армейские годы), Павел Константинович сказал: «Свою армейскую службу я бы хотел забыть навсегда, но не получается…»

— Меня призвали в армию в 1978 году, — продолжил разговор воин-интернационалист. — Всё было как у всех: полгода учебки в Борисове, а дальше служба в танковых войсках. В декабре 1979-го, когда советские войска ввели в Афганистан, нас подняли по тревоге и направили в военную часть в Полоцке. Там мы получили машины (танки), загрузились в военный эшелон и отправились в Термез (город на границе Афганистана и Узбекистана). Командование приказало сообщить родным, что отправляемся в долгосрочную, не меньше чем на полгода, командировку, и поэтому связи с нами не будет. А нам объяснили, что мы направляемся в Афганистан оказывать помощь братскому афганскому народу в защите завоеваний Апрельской революции. Прибыли в Термез, выгрузили технику на полигон, догрузились боеприпасами, всем необходимым и по понтонному мосту переправились через реку Амударья на афганскую территорию. Так с начала февраля 1980 года я стал воином-интернационалистом.

Наши боевые задачи на первый взгляд были несложными: мы охраняли объекты, в том числе небольшие городки наподобие Глуска, сопровождали колонны с продовольствием, оружием. Но на самом деле все эти операции были очень опасными. Когда в декабре 1979-го советские войска только зашли на территорию Афганистана, местное население в Кабуле их встречало с цветами, а вот к нам (спустя только пару месяцев) уже относились настороженно, а в некоторых случаях и откровенно враждебно, агрессивно. Надо понимать, что советские солдаты во время гражданской войны в стране поддерживали одну из воюющих сторон. Конечно же, вторая сторона (к которой относились в том числе и многие местные жители) воспринимала нас как врагов. И если днем они нас еще терпели, то ночью мы были по разные стороны баррикад с «мирными» афганцами. Вот поэтому сопровождение колонн превращалось в настоящие боевые операции: душманы минировали дороги, в горах вдоль движения наших колонн сидели снайперы, минометчики и стреляли по нам из различного оружия. Особенно активные боевые действия начались осенью, когда уже был собран урожай и «мирные» крестьяне начинали собирать другой «урожай»: наши жизни.

Вместе с десантниками, связистами мы ходили на боевые операции в горы, кишлаки: блокировали там банды душманов. Наш полк ходил на все операции в основном в направлении города Бамиан (примерно в 200 километрах к северо-западу от Кабула. — Прим. ред.). У каждого члена экипажа был личный пистолет Макарова, две гранаты и на четверых один автомат. На каждый выезд в танке было 40 снарядов. Когда выдавали личный пистолет, проинструктировали, точнее, дали понять, что это оружие не столько для обороны, сколько для того, чтобы не попасть в плен. 

Не обходилось и без потерь в наших рядах. Целые экипажи погибали, взрываясь на минах: танк горит, а мы помочь товарищам, сделать ничего не можем. В одной из операций погиб командир нашего танка. Но благодаря нашему командиру батальона, который учил солдат правильно вести себя в боевых условиях, держал дисциплину в батальоне, большинство моих сослуживцев вернулись домой живыми. Надо сказать, воевали мы с очень хорошо подготовленным противником. Душманов, среди которых было много наемников из разных стран, готовили американские инструкторы, оружие у них тоже было оттуда.

Быт советских солдат был устроен очень просто, жили мы, можно сказать, в спартанских условиях — в обычных военных палатках, даже солдатская баня тоже была обустроена в палатке. Уже позже, когда стало понятно, что советские войска увязли в Афганистане надолго, для солдат и офицеров стали строить модули из сборно-разборных металлоконструкций. Получалась такая сборно-щитовая казарма с минимальным набором удобств. Во время операций ночевали в машинах. Один дежурит, трое — спят. По очереди менялись. Климат в Афганистане тяжелый: летом сухо и очень жарко, температура в некоторые дни могла доходить до +40 градусов и выше. А представляете, каково было в такую жару в танке? Я люблю жару, хорошо ее переношу, а вот моим сослуживцам приходилось нелегко.

Свою армейскую жизнь мы по возможности пытались запечатлеть на память: немного фотографировались во время передышек между операциями. Я фотографировал самым популярным на то время советским аппаратом «Смена 8М», сам и фотографии проявлял в танке. Много снимков своим товарищам подарил.

Что больше всего меня удивило в Афганистане? Бедность. По мусульманскому календарю у них тогда был 1358 год. И на самом деле, было ощущение, что мы на машине времени перенеслись из ХХ в XIV век. И хотя в больших городах и богатых кишлаках там были признаки цивилизации: автомобили, электричество — всё равно средневековье чувствовалось во всем. 

То, что наши солдаты будут еще долго «помогать» афганскому народу, мы поняли, когда начались первые увольнения нашего призыва: две партии моих сослуживцев уехали, а третью оставили до особого распоряжения. Осенью прибыло молодое пополнение — их нужно было всему научить, подготовить к реальным боевым условиям. Вот мы и готовили себе смену. Я увольнялся со службы домой тоже позже, чем рассчитывал — в середине декабря 1980 года. При увольнении мне оформили командировку: сопровождал груз 200 в Уфу, везли погибшего танкиста. Оттуда уже поехал домой. 

 Павел Константинович Пригара «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан» награжден Грамотой Президиума Верховного Совета СССР, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» (по указу президента Республики Афганистан), а также юбилейными медалями. Интересно, что первые две награды вручили Павлу Константиновичу только в период перестройки, в 1988 и 1989 годах соответственно (указы о награждении были подписаны в 1988 году). Да, долго думало советское руководство, прежде чем отметить правительственной наградой своих граждан, молодых солдат, которые выполняли приказы Родины, отдавали здоровье и даже жизнь за чужие интересы в далекой чужой стране.

Тех молодых парней, которые прошли по огненным дорогам Афганистана, сейчас называют ветеранами. В переводе с латыни слово «ветеран» — это старый, опытный воин. Как-то не укладывается в голове это определение, когда смотришь на глусских воинов-интернационалистов — молодых еще мужчин. В их рядах на торжественном памятном мероприятии, посвященном 30-летию вывода советских войск из Афганистана, будет и Павел Пригара.

— Молодому поколению, — говорит воин-интернационалист, — нужно рассказывать правду о той войне, чтобы они усвоили главный жизненный урок: самое ценное — это мир и жизнь каждого человека. 

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

фото автора

Последние новости

Актуально

1 мая — Праздник труда

1 мая 2024
Общество

В память о чернобыльской трагедии

30 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Слово делегату ВНС Олегу Дьяченку

30 апреля 2024
Актуально

Какой будет новая Военная доктрина Беларуси. Хренин раскрыл подробности документа

30 апреля 2024
Актуально

Вольфович. Концепция национальной безопасности

30 апреля 2024
Власть

Нам нужен мир. Второй день заседания VII ВНС

30 апреля 2024
Актуально

Вступительная кампания-2024: сроки приема документов, проведения испытаний и зачисления в вузы

30 апреля 2024
Актуально

Председатель ФПБ – о делегатах ВНС, Годе качества и повышении статуса профсоюзов

30 апреля 2024
Общество

В Глуске прошло координационное совещание по борьбе с преступностью и  коррупцией

29 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
АПК

Працоўныя будні ў «Зары Камуны» Глускага раёна

18 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Хроника освобождения Беларуси (1943—1944)

26 апреля 2024