Темы

Ностальгический туризм, или Тоска по ушедшему и ушедшим

Ностальгический туризм, или Тоска по ушедшему и ушедшим
Памятник на Мыслочанской горе

Из всех существующих видов туризма всё большую популярность набирает ностальгический туризм. В нашей истории было много периодов, когда по тем или иным причинам люди покидали свои дома в родной Беларуси и уезжали далеко от родины. Сейчас, спустя много лет, они возвращаются в места, где родились, чтобы еще раз пройтись по родным улочкам городов, маленьких местечек, таких как наш Глуск. Приезжают дети, внуки и даже правнуки тех, кто давно покинул Беларусь. Они едут, чтобы увидеть места, где жили их предки.

Это явление и называется ностальгический туризм. Именно ностальгия и тоска по прошедшим временам, а еще интерес к истории семьи заставляют многих людей вместо отдыха на каком-нибудь морском курорте отправляться на поиски своих корней, далеких родственников. Считается, что в Беларусь, по сравнению с бывшими республиками СССР, едет больше всего ностальгических туристов. В основном это этнические белорусские евреи, чаще всего израильтяне.

Некоторые туристические агентства предлагают специальные ностальгические туры. Например, можно увидеть памятные для евреев места в Минске, Мире, Барановичах, Бресте, где сохранились или были восстановлены синагоги, посетить крупные еврейские кладбища и другие достопримечательности. Но чаще каждый турист составляет для себя маршрут сам и едет в те города и местечки, где родились его предки.

В начале ХХ века в Беларуси евреи были второй по численности этнической группой после белорусов. Неудивительно, что в 1920-е годы еврейский язык был одним из государственных в БССР. Согласно переписи 1897 года, в Глуске проживало 5328 человек, из которых 3800 — евреи. В 1923 году евреев в нашем местечке было уже 2614, в 1926-м — 2581 (около 58 % населения), а в 1938-м — 1935. До Октябрьской революции в Глуске работали народное еврейское училище, еврейская библиотека, были две синагоги.

В 1930-е в двухэтажном здании одной из синагог, располагавшейся на теперешней улице Социалистической, разместился Дом культуры. После Великой Отечественной войны, где-то в 1948 году, верующие евреи арендовали помещение для синагоги, пытались зарегистрировать общину, даже избрали ее правление (раввином стал Гирш Айзенштадт). На молитвы собиралось до 50 человек. Но в ноябре 1954 года власти запретили незаконные собрания в незарегистрированном помещении — антирелигиозная политика государства распространялась не только на христианские конфессии. Сейчас на месте, где раньше стояла синагога, расположен двухэтажный жилой дом.

На еврейском кладбище в Глуске. Памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны

Надо сказать, что евреи жили не только в Глуске, многие из них поселились в деревнях нашего района — Дуброве, Зубаревичах, Берёзовке и других. В 1925 году в Берёзовке евреи вместе с местными жителями организовали сельскохозяйственную артель, которая позже превратилась в еврейский национальный колхоз «Серп». Его председателем выбрали Лейбу Лившица. Лучшей дояркой была Гита Кацнельсон.

Сейчас о том, что на глусской земле более трех столетий жили евреи, к сожалению, напоминают только места с печальной историей. Одно из них — в лесу в нескольких километрах от Глуска — Мыслочанская гора. Там 2 декабря 1941 года были расстреляны глусские евреи — все, кто не смог убежать, спрятаться, укрыться. Точное число расстрелянных на Мыслочанской горе неизвестно. В тот же день в центре местечка, на валу около костела, расстреляли еще около 500 человек… Уничтожение еврейского населения в Глуске продолжалось несколько дней. В общей сложности за это время было убито около 3000 человек.

В 1958 году на Мыслочанской горе установили памятник, на котором есть табличка с надписью: «Вечная память гражданам (еврейской национальности), советским военнопленным и партизанам, зверски замученным немецко-фашистскими извергами в 1941—1944 гг. От граждан г. п. Глуска». В советское время упоминание о евреях сводилось к минимуму, не принято было говорить об их массовом уничтожении во время войны. По инициативе писателя, журналиста Наума Сандомирского был создан и в 2010 году открыт новый памятник евреям Глуска, погибшим в декабрьские дни 1941 года. Его авторами стали архитектор Галина Левина и скульптор Максим Петруль. На памятнике есть надпись: «Мыслочанская гора — адрес горя и боли. Место массового уничтожения 3 тысяч глусских евреев».

К сожалению, на бывшем Костёльном валу, а ныне стадионе, нет никакого упоминания о том, что там в декабре 1941 года был совершен массовый расстрел евреев. В 1964 году останки жертв фашистского геноцида перезахоронили на еврейском кладбище на окраине Глуска. На месте погребения установлен памятник (расположен прямо напротив входа на кладбище) с пятиконечной звездой и надписью: «Здесь покоятся останки сотен граждан, зверски убитых немецкими оккупантами в 1941— 1944 гг.». На другой стороне памятника в 1990-е появилась надпись на иврите — слова в память о погибших. По обе стороны памятника еще несколько захоронений убитых весной 1942 года евреев.

На еврейском кладбище в Глуске несколько надгробий сделано в виде дерева
с обрубленными ветвями

Для ностальгических туристов экскурсия на кладбище — это первый и один из главных пунктов программы по приезде в родные места, ведь все специалисты советуют начинать восстанавливать историю семьи именно с посещения могил своих предков. В Глуске на действующем еврейском кладбище слева от входа есть захоронения первой половины ХХ века. Справа — послевоенные и современные. Интересная деталь: на еврейском кладбище все захоронения расположены строго рядами и по старинному обычаю мужчины и женщины (даже если они родственники) похоронены отдельно. Так и в Глуске: ряд мужской, ряд женский. (Правда, есть и исключения: женщина-белоруска еще при жизни завещала похоронить ее рядом с мужем-евреем. Родные выполнили просьбу и ее могила крайняя в мужском ряду). Памятники обращены лицевой стороной от дороги внутрь кладбища, портреты «смотрят» на восток. По одной из версий, суть такой традиции в том, что, мол, нечего мертвым смотреть на жизнь живых. По другой — по еврейской традиции все надгробия должны быть обращены в сторону Иерусалима. На старых довоенных захоронениях надписи сделаны на иврите, где-то продублированы на русском. На некоторых памятниках, кроме этого, есть изображения сломанного дерева, а несколько надгробий сделано в форме дерева с обрубленными ветвями. Это символ того, что со смертью человека род прервался.

Когда-то в Глуске было не одно еврейское кладбище. Многие глусчане, думаю, помнят, что другое находилось на месте теперешней автостанции. Христианское кладбище, после его продолжительной консервации (50 лет и более), может быть ликвидировано, и на его месте, как правило, даже что-то могут построить. Но по еврейской традиции захоронения тревожить нельзя, сколько бы им лет и даже веков ни было. Например, в Праге на еврейском кладбище сохранилось захоронение 1439 года! В Глуске же старое еврейское кладбище снесли в начале 1950-х, площадку выровняли, долгое время там был городской стадион, а позже на его месте появилась автостанция. Рядом глусчане строили дома и еще долгое время находили после очередного дождя или вспашки огорода человеческие кости и даже черепа. С этим варварски разрушенным кладбищем ушел огромный пласт истории глусских евреев, да и, собственно, истории нашего местечка.

Как уже отмечалось выше, евреи жили не только в Глуске, но и в деревнях нашего района. Примерно в середине ХIХ века во время проведения инвентарной реформы по указу российского императора Николая I евреям было разрешено жить, работать в сельской местности и заниматься сельским хозяйством. По данным сайта kehilalinks.jewishgen.org, еврейские сельскохозяйственные общины на территории современного Глусского района были созданы во многих деревнях, например, в Козловичах, Симоновичах.

В Симоновичах в 1897 году проживало 77 евреев (11,6 % от всего населения). Занимались они в основном торговлей. В Козловичах евреями была основана сельхозобщина Козловичи II, где евреев в 1858 году было 184 человека, в 1898 году — 320 (это 77 % от всего населения деревни), а в 1909-м — 451 человек.  В Козловичах еврейские семьи арендовали около 329 гектаров земли. В отличие от других еврейских сельскохозяйственных поселений, среди козловичских евреев работа на земле была популярна, хотя большинство из них занималось этим, чтобы прожить. Надо отметить, что в этой общине было 19 евреев, занятых в несельскохозяйственной сфере, — они торговали или занимались валкой леса. В конце XIX — начале XX века в Козловичах было два еврейских молельных дома. С Козловичами связана история еврейских семей Кацер и Букенгольц.

В лесу недалеко от Козлович есть одинокая могила, на которой стоит бетонный памятник. На его мраморной плите написано: «Семья Кацер и Букенгольц. Зверски замучены фашистами в сентябре 1941 г. От Каплан Маура, сына, брата и сестры». Здесь похоронены родственники писателя Бориса Роланда (настоящее имя Роланд Букенгольц), предки которого — глусские евреи. История этого захоронения символична — она яркое подтверждение тех испытаний, что выпали на долю еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. На сайте международного еврейского журнала «Мишпоха» mishpoha.org есть статьи Бориса Роланда «…К отеческим гробам», «Книга Ильи» (отрывок из романа «Книга судьбы»), «Голос войны» и другие, рассказывающие об истории семьи писателя. В одной из статей Борис Роланд рассказывает о гибели своего дяди Ильи Букенгольца.

Фото из еврейского журнала «Мишпоха». Борис Роланд в Козловичах у памятника родственникам — семье Кацер и Илье Букенгольцу

 «…Грянула очередная война. Все мужчины на фронт ушли… Их жены и дети в гетто сгинули… Остались в живых из большой семьи рода Израиля [Букенгольца] в 20 человек нас четверо: сын его Моисей, дочь Хана, мать моя Хая, и я, третье колено его… Илья Букенгольц, младший брат моего отца, до войны успел окончить один курс института, кажется, политехнического, потом его забрали в армию. Был бойцом Брестской комендатуры. В первые же дни войны красноармейцы, служившие недалеко от границы, попали в страшную мясорубку. Большинство погибло, кто-то попал в окружение. Илья, не надеясь на чью-то помощь, стал выбираться на восток. Обогнать немецкие части и перейти линию фронта было тяжело. Танки с крестами шли быстрее, чем окруженцы, плутавшие по лесам и болотам, боявшиеся на своей земле попасться кому-то на глаза. Наконец Илья добрался до Глуска. В местечке уже командовали фашисты. Он пришел в родительский дом, но всем было понятно, что оставаться там нельзя. И мама отправила Илью к своей младшей сестре Гисе. Она думала, она хотела верить, что в маленьких Козловичах фашисты не тронут сына. Гися была замужем за местным почтальоном Кацером. Соседи тут же заметили, что у Кацеров в доме появился чужой, и сдали его новым властям. Не знаю, то ли за два килограмма соли, за рейхсмарки или просто по злобе. Прятался Илья в подвале, его нашли, вывели в поле и расстреляли. А вместе с ним расстреляли и всю семью Кацеров: мать, отца и двоих детей…»

К сожалению, так сложилось, что в нашем местечке, да и в районе, почти не осталось крупных, важных зданий, относящихся к прошлому еврейского народа. Но Глуск живет, а его жители помнят все значимые страницы истории родного поселка, хотя и не могут похвастаться перед гостями материальным историческим наследием, оно осталось только на фотографиях и в памяти глусчан. И я уверена, что в жизни каждого, как бы далеко судьба ни забросила человека от мест, где он родился или где жили его предки, обязательно наступит такой момент, когда ностальгия возьмет верх и он вернется туда, где прошло детство, или приедет посмотреть, пройтись по улочкам, где когда-то жили родители, бабушки, дедушки. Возможно, однажды кто-то, вернувшись на родину предков, захочет остаться здесь навсегда…

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото автора

Последние новости

Общество

Учатся помогать. Слет юных спасателей-пожарных прошел в Глуске

1 мая 2024
Общество

Толокою. Уроженцы Ольницы организовали субботник на сельском кладбище

1 мая 2024
Актуально

1 мая — Праздник труда

1 мая 2024
Общество

В память о чернобыльской трагедии

30 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Слово делегату ВНС Олегу Дьяченку

30 апреля 2024
Актуально

Какой будет новая Военная доктрина Беларуси. Хренин раскрыл подробности документа

30 апреля 2024
Актуально

Вольфович. Концепция национальной безопасности

30 апреля 2024
Власть

Нам нужен мир. Второй день заседания VII ВНС

30 апреля 2024
Актуально

Вступительная кампания-2024: сроки приема документов, проведения испытаний и зачисления в вузы

30 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Власть

Новое руководство в министерствах и местная вертикаль. Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

22 апреля 2024