Темы

Обучение плюс лечение. Как живут и учатся дети в Глусской санаторной школе

Обучение плюс лечение.  Как живут и учатся дети в Глусской санаторной школе

В санаторной школе-интернате мы с нашим фотокорреспондентом провели где-то около двух часов — ходили, смотрели, слушали, что показывал и рассказывал нам директор школы Анатолий Ласоцкий, а казалось, что пробыли там всего ничего. Увидели же и узнали действительно много нового и интересного, того, что остается за рамками всех проводимых там мероприятий и встреч, а происходит изо дня в день.

Начали нашу экскурсию, угадайте, с какого места… Конечно, со столовой, там тепло, светло, уютно и вкусно пахнет, тем более был как раз второй завтрак для учащихся 2—5-го классов. Вообще же в санаторной школе-интернате дети обеспечиваются пятиразовым питанием. За его разнообразием, пищевой ценностью и выполнением нормативов питания следит диетическая сестра — такой специалист положен по штату учреждению образования, где находятся дети с соматической патологией, ведь они здесь не только обучаются, но проходят лечение и оздоровление.

«Детей в школу зачисляют по медицинским показаниям, — говорит директор школы-интерната Анатолий Ласоцкий. — Мы специализируемся на заболеваниях органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. У нас обучаются дети со 2-го по 9-й классы, находятся они здесь от одной четверти до года, в этом году набор составил 107 человек, ребята практически из всех районов Могилёвской области, глусчан — 21 человек. Дважды в год к нам приезжают врачи из областной больницы — гастроэнтеролог, пульмонолог и кардиолог, проводят осмотры ребят по своим профилям, продляют или отменяют старые назначения, делают новые. Условия для профилактики и лечения тех или иных заболеваний здесь есть. Наш физиотерапевтический кабинет укомплектован аппаратурой для профилактики и целенаправленного лечения, это, скажем, магнитолазерный аппарат, УВЧ, здесь делают электрофорез, парафинолечение. Кроме того, есть своя лаборатория, где можно сделать общеклинические анализы, работает в физиокабинете и лаборатории медицинская сестра Тамара Николаевна Ляпко, у нее и знания, и опыт, и умение общаться с детьми, что для нас особенно важно. Но первый из медкабинетов, куда в обязательном порядке приходят все наши воспитанники, это кабинет приема детей, именно здесь с ними работает наш доктор Виктория Сергеевна Папруга, здесь посменно находятся постовые медсестры, которые тоже, если надо, окажут медпомощь, выполнят предписания врача. Ну и еще один кабинет, который можно отнести к медицинской части, это кабинет лечебной физкультуры, есть беговая дорожка, вело- и другие тренажеры, ребята здесь занимаются как по медицинским показаниям, так и для общей физподготовки».

Дальше мы зашли в еще один необычный кабинет и попали в настоящее зеленое царство — там создан зеленый уголок с сотней, не меньше, видов различных растений, с рыбками в аквариуме, с попугаями в клетках. Как оказалось, ухаживает за всей этой зеленой и живой красотой учитель истории Елена Титишина, а уроки здесь проходят разные, могут проводиться тематические внеклассные мероприятия. Впрочем, дорога сюда не заказана никому, захочется побыть среди растений и птиц, послушать, как журчит вода в аквариуме, как чирикают попугайчики, — пожалуйста, заходите, смотрите, слушайте, получается этакий релакс, хоть на переменке, хоть после уроков.

Кстати, об уроках. Учебный процесс здесь начинается с 8:30 и длится до половины второго, программа и уроки такие же, как и в обычных школах, а вот средняя наполняемость классов меньше, чем в других городских школах, — 14 человек. 

«С одной стороны, учителям у нас работать легче, потому что классы небольшие, — продолжает рассказ Анатолий Михайлович, — но тот  факт, что дети меняются каждый год, несколько усложняет процесс обучения, так как не получается наработать какой-то багаж, причем как в учебной деятельности, так и в творческой работе. Но условия и для того, и для другого у нас хорошие. Возьмем кабинет информатики, наш компьютерный класс, такой подарок в 2013 году нам сделало Министерство лесного хозяйства, высокоскоростной интернет и интерактивная доска позволяют проводить здесь не только уроки информатики, но и иностранного языка, другие уроки и занятия, где учителя используют современные технологии». 

Дальше заходим в один из начальных классов. Видимо, я давно не была в школе, потому что, увидев ребенка за конторкой, подумала, что он подготовил и делает какое-то сообщение, так сказать, примеряет на себя публичное выступление. Оказалось, нет — эта конторка для тех, кому надо изменить нагрузку на позвоночник, распрямить его на какое-то время. Такие есть во всех начальных классах, высота столика меняется в зависимости от роста ребенка… В кабинете обслуживающего труда занятий как раз не было, и мы смогли рассмотреть и красивую кухню с набором бытовой техники (электроплита, духовой шкаф, мультиварка, микроволновка, холодильник), и современную столовую мебель, разные поделки, изготовленные детьми. «Здесь проходят не только уроки домоводства, но и занятия различных кружков, дети учатся готовить, пользоваться бытовой техникой, осваивают швейные машинки, оверлок. Как видите, для оздоровления детей и учебы у нас есть всё необходимое и даже больше. В библиотеке — нужное количество учебников и другой школьной литературы, много различных энциклопедий, подключен интернет, есть большой принтер — для листов формата А3. Всё это можно использовать и при подготовке домашних заданий, и для самых разнообразных творческих мероприятий. Кроме того, у нас хорошо оборудован кабинет психолога и социального педагога — для бесед с детьми и родителями, для индивидуальных занятий. Наше учреждение образования — это школа, и образовательному процессу мы уделяем большое внимание. Как результат — дети успешно участвуют в районных конкурсах и предметных олимпиадах (для младших и школьников среднего возраста). Несомненным достижением всего нашего коллектива является то, что мы три года подряд становились победителями соревнования на лучшую организацию работы по осуществлению образовательной деятельности среди школ-интернатов Могилёвской области. Каждый год мы анализируем результаты медицинской деятельности и отмечаем, что количество пропусков учащимися учебных занятий по причине болезни уменьшается, дети выходят на устойчивую ремиссию, некоторым снимается диагноз. И это тоже результат нашей работы, результат положительный».

К положительным результатам работы санаторной школы можно отнести и успешное участие ее воспитанников в районных, областных и даже республиканских творческих конкурсах. Скажем, один из последних, откуда они привезли дипломы, — это  республиканский конкурс художественной самодеятельности и декоративно-прикладного искусства среди школ-интернатов «Вясёлкавы карагод». В этой связи следует сказать еще вот о чем. Если в учебном процессе небольшая наполняемость классов является плюсом, так как дает большую возможность для индивидуальной работы, то при подготовке к различным мероприятиям и конкурсам  мало детей — это, скорее, минус: вроде как не из кого выбирать. Но творческие педагоги санаторной школы этот минус смогли обратить в плюс: они присматриваются к каждому ребенку и стараются раскрыть все его явные и даже скрытые таланты, о которых он и сам порой не подозревал. В этом мы убеждаемся всякий раз, когда бываем на праздниках в санаторной школе, концерты там проходят на высшем уровне. Всегда интересно и насыщенно здесь проходят встречи с байкерами из Солигорска, трудовые десанты в лес вместе с шефами — работниками лесхоза, много других интересных дел.

Ну и, конечно, бытовая сторона вопроса. Дети здесь, отучившись и позанимавшись, не расходятся по домам, они здесь живут, считай, по году (с перерывами на каникулы), и это требует создания определенных и весьма конкретных условий. И вот мы в спальном корпусе. Между лестницами и коридорами на втором и третьем этажах противодымные двери (установили в этом году), в просторных коридорах, напоминающих, скорее, фойе, — цветы, мягкая мебель, телевизоры, у батареи стоят сушилки для белья, в бытовой комнате на первом этаже есть стиральная машина, а в туалетах — итальянская сантехника (во всяком случае, ее устанавливали итальянцы), есть душевые кабины и прямо в школе, и в отдельно стоящем здании, своеобразной помывочной. Спальни — на четыре — шесть человек, чисто, аккуратно, уютно. После обеда в санаторной школе тихий час, затем полдник, а после него, с пяти до семи,  ребята выполняют домашние задания, занимаются в кружках (они работают и от школы, и от Центра творчества), после ужина и до девяти вечера — свободное время. Медпроцедуры дети проходят частично на переменках, частично сразу после уроков. Отбой в девять вечера, и всё это время с ребятами работают воспитатели, а с девяти и до семи — ночные няни.

«Персонал нашей школы составляет 82 человека, плюс 8 медиков, которые числятся в штате районной больницы, — объясняет директор Анатолий Ласоцкий, — 30 человек — это педагоги и воспитатели, остальные 50 — обслуживающий персонал. Но здесь замечу, что к санаторной школе-интернату относится оздоровительный лагерь «Птичь», расположенный в Городке. Кстати, этим летом мы оздоровили там 330 ребят, в основном из Могилёва, Боруйска, Бобруйского и некоторых других районов, с ними работали наши воспитатели и педагоги, а сейчас в лагере остаются 10 человек — сторожа и кочегары.

Как видите, у нас действительно есть и материальные, и людские ресурсы для успешной работы учреждения, созданы благоприятные условия для умственного, морального, эмоционального и физического развития детей, их оздоровления. Свои усилия мы направляем на то, чтобы за то время, которое ребята проводят в стенах нашей школы, они не только оздоровились и продвинулись в учебе, но и повзрослели, нашли себе друзей, увидели и узнали что-то новое, что-то новое открыли в себе».

Татьяна ЛУКАШЕВИЧ

Фото Анны АВТУХОВОЙ

Последние новости

Актуально

Чтобы защитить свой урожай

2 мая 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Путь к Победе. Брянская наступательная операция

2 мая 2024
Общество

Белорусская партия «Белая Русь» отмечает первую годовщину

2 мая 2024
Общество

Учатся помогать. Слет юных спасателей-пожарных прошел в Глуске

1 мая 2024
Общество

Толокою. Уроженцы Ольницы организовали субботник на сельском кладбище

1 мая 2024
Актуально

1 мая — Праздник труда

1 мая 2024
Общество

В память о чернобыльской трагедии

30 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Общество

Слово делегату ВНС Олегу Дьяченко

30 апреля 2024
Актуально

Какой будет новая Военная доктрина Беларуси. Хренин раскрыл подробности документа

30 апреля 2024

Рекомендуем

Власть

Алексей Журавлёв назначен председателем Глусского райисполкома

22 апреля 2024
Беларусь помнит

Митинг в честь 38-й годовщины чернобыльской катастрофы прошел в Глусском районе

26 апреля 2024
Культура

Афиша выходного дня. Куда сходить в Глуске

26 апреля 2024
80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Интеллектуальная игра «Эрудит» прошла в Глуске

19 апреля 2024
Общество

Глусчанка Валентина Хлань — автор гимна «Роскосмоса» и многих популярных белорусских песен

25 апреля 2024
Власть

Говорят делегаты ВНС. Председатель Глусского райисполкома Алексей Журавлёв

23 апреля 2024
АПК

«Работать надо по-военному, день и ночь». Лукашенко поручил до 9 мая завершить посевные работы

30 апреля 2024
Власть

Новое руководство в министерствах и местная вертикаль. Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

22 апреля 2024